Меню

воскресенье, 4 февраля 2018 г.

Генеалогия маркетинга: автомобили-близнецы


Многие из нас отдают предпочтение какой-то конкретной торговой марке, выбирая, в первую очередь, именно её,  а уже потом – конкретную модель телевизора, пылесоса, стиральной машины, мобильного телефона и т.д. Споры о том, что лучше – «марка А» или «марка Б» длятся на соответствующих тематических форумах десятилетиями. Как правило, все остаются при своём мнении, не забывая отстаивать его в многостраничных битвах.
Приверженность конкретным маркам сохраняют и автомобилисты. Моторные и трансмиссионные масла, шины, диски, расходные материалы – выбирают даже «свой» бренд АЗС!


Понятно, что при выборе такой дорогой вещи, как автомобиль, «имя» играет далеко не последнюю роль. Многие владельцы сохраняют верность той или иной автомобильной марке десятилетиями, не переходя «в стан врага», а отдавая предпочтение конкретному производителю.
При этом под совершенно разными «фамилиями» может скрываться один и тот же автомобиль! И наоборот: машины могут быть непохожими внешне, но близкими технически. И, наконец, существует третий вариант – нелицензионная копия. Проще говоря, подделка.

Немного истории
В очертаниях Ford Mainline
угадывается ГАЗ М-21 "Волга"
Fiat 600 - источник вдохновения для
создателей "горбатого" Запорожца
После войны немецкий
Opel Kadett стал советским
Москвичом 400
Изначально автомобильных марок в мире было не так и много, но уже к середине ХХ века в связи с бурным ростом автомобилизации их число заметно увеличилось. Поскольку разработка новой модели – дело затратное и требующее серьезной инженерной базы, многие молодые компании просто не могли себе это позволить. Поэтому они приобретали лицензию на производство автомобиля в исходном варианте либо дорабатывали его под свои нужды. Именно по этому принципу развивался довоенный советский автопром. Начав с приобретения лицензий на производство легковых и грузовых автомобилей Ford под собственной маркой, со временем нижегородские конструкторы стали выпускать автомобили собственной разработки. В дальнейшем опыт заимствования внешних черт или технических особенностей еще не раз практиковался в советском автомобилестроении. Знаменитый «горбатый» Запорожец, легендарная «двадцать первая» Волга, двигатель М-412, конструктивно повторявший мотор BMW M10… Многие знают, что и всенародно любимая «копейка» - это, по сути, клон Fiat 124, но не «слизанный», лицензионный.
"Четыреста двенадцатый" Москвич выпускался в Ижевске
под маркой ИЖ
Глобализация промышленности (не только автомобильной) привела к тому, что капиталы и производственные мощности стали концентрироваться в руках огромных концернов. Соответственно, мелкие компании не выдерживали конкуренции и «монстры» бизнеса просто поглощали их, скупая торговые марки. Благодаря этому в собственности одного концерна мог оказаться десяток автомобильных марок. Разрабатывать совершенно разные автомобили одного класса экономически нецелесообразно, поэтому в рамках концерна их унифицируют. Иногда сходство может быть полным, то есть авто разных марок отличаются лишь шильдиками и некоторыми элементами отделки. Промежуточный вариант – косметические отличия во внешности на уровне навесных элементов при аналогичной конструкции кузова. И, наконец, третий вариант – использование общей платформы и агрегатов при индивидуальной внешности.

Братья-близнецы
"Кукушка" - нелицензионный
клон Matiz
Американские автоконцерны были пионерами «бейдж-инжиниринга», неоднократно выпуская «близнецов» под разными торговыми марками еще с середины ХХ века. Ведь многие покупатели хотели приобрести, к примеру, именно Pontiac, а не Chevrolet. Нет проблем: концерн  General Motors выводил на рынок несколько одинаковых авто под разными марками, чтобы у потенциального покупателя была возможность выбора именно того бренда, к которому у него «лежит сердце».
Shuanguan SCEO - муляж BMW X5
в натуральную величину
Иногда под видом одной марки в той или иной стране продают другую машину. К примеру, в Англии автомобили марки Opel носят название Vauxhall, а в США под видом Cadillac модели Cimarron и вовсе предлагали… Opel Ascona.
Один из лидеров по количеству клонов - Daewoo Matiz. Многие знают, что у него существует нелицензионная копия в виде китайской "кукушки" - Chery QQ, которая давно продаётся в Украине параллельно с оригиналом. Но у крошки-матиза есть еще пять (!) лицензионных копий. Три из них являются марками самого концерна GM - для разных рынков выпускались Chevrolet Spark, Chevrolet Matiz,  Pontiac Matiz. Азиатские версии назывались Formosa Matiz Casper и Baojun Lechi.
Альянс Renault-Nissan выпускает «всемирную» модель Logan под разными марками – Dacia, Renault, Mahindra и даже… Nissan!
Нередко концерны в своём сотрудничестве заходят еще дальше и выпускают под собственными марками автомобиль стороннего производства. В рамках сотрудничества между Ford Europe и Volkswagen AG появились «близнецы-братья» - минивэны Ford Galaxy, Seat Alhambra  и Volkswagen Sharan.
Производители коммерческой техники также пытаются сэкономить на разработке и выпускают под собственными брендами один и тот же автомобиль.
Honda Passport - клон
Opel Frontera/Isuzu Rodeo
Во внешности Nissan Kubistar легко
угадывается Renault Kangoo.
Отличия минимальны.
Это может быть клонирование как в рамках альянса (Renault Kangoo/Nissan Kubistar), так и в сотрудничестве с другими концернами (Nissan Primastar / Opel & Vauxhall Vivaro / Renault Trafic). Нередко более именитый производитель идет «на поводу» у менее престижного, но более опытного в определенном классе бренда. Не так давно Mercedes выпустил фургончик Citan, являющийся модернизированным Renault Kangoo последнего поколения. Цель таких «слияний» одна – минимизировать затраты на производство модели и занять рыночную нишу собственной маркой.
Часто производители  выпускают «разнофамильных» близнецов в силу особенностей рынка. К примеру, испанцы отдают предпочтение «родной» марке Seat, а не немецкому «Фольксвагену». Именно по этой причине минивэн Sharan выпускали под названием Seat Alhambra, а FIAT 124 в Испании назывался Seat 124. Многие автомобили Renault и Nissan в Корее продаются под «неавтомобильным», казалось бы, брендом Samsung. Рынок диктует свои законы…
В Советском Союзе также выпускались «клоны» - например, в Ижевске длительное время производили  немного видоизмененную модель «четыреста двенадцатого». Разумеется, под собственной маркой ИЖ, а не Москвич. Самый нехарактерный вариант – «клон поневоле». Так, после Второй мировой войны СССР получил по репарации оборудование и оснастку немецкого завода Opel, вследствие чего модель Kadett превратилась в Москвич 400.

Дальние родственники
Не верь глазам своим!
Логан под видом Nissan, модель Aprio.
Иногда семейное «родство» проявляется не так ярко, поскольку автомобиль дорабатывают с учетом локальных нужд и условий эксплуатации. Яркий пример – отечественная «копейка». При большом внешнем сходстве с итальянским «фиатом» модели 124, отечественный автомобиль получил другую конструкцию двигателя, задних тормозов и усовершенствования в целом ряде узлов и агрегатов (около 800 изменений). Несмотря на это, все заднеприводные «Жигули» можно смело считать дальними родственниками FIAT 124. Модель оказалась настолько удачной, что её выпускали во многих странах под разными марками – Fiat, Seat, ВАЗ, Tofas, Premier…
Mazda 121 - как две капли воды
похожа на Ford Fiesta
С приобретения лицензионной копии началась и история компании Hyundai. Ведь именно модели Mitsubishi послужили основой для первых автомобилей Hyundai. Нередко компания сначала выпускает «клон» с минимальными изменениями, а затем начинает модернизировать его для того, чтобы он выглядел современнее. По этой схеме создана вся тольяттинская «классика», именно таким образом Opel Kadett постепенно превратился в Daewoo Nexia, успев побыть «промежуточной» моделью Cielo/Racer.
Это никакая не "копейка",
а оригинал - Fiat 124
Иногда автопроизводители выпускают «дальних родственников» на общей агрегатной базе одновременно и сознательно. В середине 80-х в рамках сотрудничества Fiat/Lancia/Saab на одной платформе были построены автомобили Fiat Croma, Saab 9000 и Alfa Romeo 164. Ford в сотрудничестве с японской компанией Mazda также создал не одну модель, причем зачастую «соплатформенные» автомобили выпускаются на одном и том же заводе – так выгоднее всем участникам альянса.
Прежде, чем стать "нексией", Opel Kadett
успел побыть и Daewoo Racer, и Daewoo Cielo
Поскольку в большинстве случаев современные автомобили используют модульную платформу, она становится основой для целого ряда моделей одного или смежных классов. Особенно преуспел в этом концерн Volkswagen Group: одна и та же платформа A5 (PQ35) cтала основой для 17(!) моделей: Audi A3, Volkswagen Touran, Volkswagen Caddy SEAT Altea, Volkswagen Golf, Skoda Octavia, Volkswagen Golf Plus, SEAT Toledo, Volkswagen Jetta, SEAT Leon, Audi TT, Volkswagen Eos, Volkswagen Tiguan, Volkswagen Scirocco, Audi Q3, Volkswagen Golf,  и Skoda Yeti.
Среди аристократов также немало дальних родственников. К примеру, в современных Rolls Royce немало технической «начинки» от автомобилей BMW, VAG использует для автомобилей Bentley агрегатную базу Volkswagen/Audi… А немецкие вседорожники премиум-класса VW Touareg и Porsche Cayenne являются пусть и не близнецами, но братьями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий