Меню

среда, 5 декабря 2012 г.

Багажники: все своё вожу с собой

Идеальный автомобиль должен обладать набором противоречивых характеристик - стремительной внешностью суперкара, надежностью «мерседеса», респектабельностью лимузина, «уазовской» проходимостью  и вместительностью «Икаруса-гармошки».
Это, конечно шутка. Но в каждой шутке есть доля правды: в нашей повседневной жизни один и тот же автомобиль зачастую просто обязан исполнять противоположные задачи: выглядеть достойно на фоне представительского лимузина  директора, органично смотреться с набором дачного инвентаря на крыше, запросто вмещать пару-тройку рослых друзей и так далее согласно жизненных обстоятельств - вплоть до перевозки мебели, стройматериалов, спортинвентаря и бытовой техники.

Словом, потребность в большом багажнике возникает даже у тех автомобилистов, кто обычно возит в нем воздух. Как говорил один литературный герой, жизнь прекрасна и удивительна - причем настолько, что иногда возникает необходимость срочно что-то привезти-отвезти. Значит, при выборе машины универсальность и многофункциональность играет далеко не последнюю роль.
Какой же именно тип кузова лучше всего подходит для решения «многофункциональных» задач рядового автомобилиста? Ведь модельные ряды у большинства производителей пестрят всем спектром кузовов - начиная от каноничного седана и заканчивая универсалами и пикапами.

Классика жанра  (седан)
Багажное отделение седана изолировано
от салона перегородкой и задней полкой
Классическим типом кузова справедливо считается седан. Ведь именно три отдельных объема (для двигателя, пассажиров и груза) стали основной архитектурной формой несущего кузова понтонного типа (без выступающих крыльев).
В багажник седана с небольшим проёмом
войдут не очень обыемные вещи
Вот уже более шести десятилетий именно трехобъемный седан является «базовым» типом кузова для большинства автомобилей. Несмотря на то, что в последние лет 15-20 альтернативные варианты (в первую очередь, хэтчбек) стали набирать стремительную популярность у автомобилистов, старый-добрый седан сохранил круг своих приверженцев и не собирается на покой. Ведь у такого кузова есть несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, он смотрится солиднее и престижнее «куцых» двухобъемников. Во-вторых, в седане при перевозке «пахучих» грузов (например, животных или сельхозпродукции) «ароматы» от них не проникают в салон. В-третьих, при разгрузке-погрузке багажа зимой салон не выстуживается, как это происходит в случае с хэтчбеком.
Словом, седан всем хорош, но… есть у него для «семейной» эксплуатации и некоторые слабые места. В первую очередь, это касается седанов с «намертво» зафиксированной спинкой заднего сиденья – например, как у Renault Logan. В этом случае перевозка длинномерных грузов возможна только вне багажного отделения – скажем, на крыше. А ведь это необязательно доски или колья – к примеру, нужно перевезти горные лыжи или удочки…
Петли крышки отнимают пространство
у багажа, что нужно учитывать
при его укладке
У некоторых седанов спинка не откидывается, но в ней предусмотрен лючок для перевозки длинномеров. У более продвинутых конструкций откидывается не только лючок-подлокотник, но и спинка (по частям или целиком), а еще реже сиденье складывается полностью, как у хэтчбека или универсала. При этом образуется грузовая площадка, но её возможности ограничены высотой образовавшегося проёма (расстоянием от полки под задним стеклом до пола багажника). В некоторых случаях нельзя использовать весь полезный объем по той причине, что объемный груз просто не лезет ни через дверной проём, ни через проём крышки багажника. Так бывает, если она не доходит до бампера (как на ВАЗ-21099) и проём багажного отделения относительно небольшой. Иногда использовать весь потенциал багажника мешает конструкция его крышки – в частности, большие петли, выступающие внутрь.
Впрочем, седан традиционно сохраняет свою «долю рынка» в двух категориях – бюджетной, где требуется максимум эффекта за минимум денег и противоположной – в представительском классе. Черный трехобъемный силуэт – это, своего рода, фрак на колесах…
Cедан
+ - Cолидный вид;
- Изоляция груза от пассажиров;
- - Ограниченные возможности по перевозке объемного багажа;


Люк сзади (хэтчбек)
Renault 16 - один из первых массовых хэтчбеков
В малых классах (А, В, С) наиболее популярным типом кузова является хэтчбек. От классического седана он отличается меньшим количеством объемов и укороченным свесом. Наклон заднего стекла у хэтчбека обычно больше, чем у "соплатформенного седана", а заднее стекло поднимается вместе с дверью. в конце 70-х существовали модификации, у которых при внешней схожестью с хэтчбеком заднее стекло вместе с крышкой багажника не поднималось.
Благодаря короткому заднему свесу у хэтчбека по сравнению с седаном улучшается маневренность и управляемость, а его функциональность выше, хоть по объему багажника в "походном" положении седан выигрывает. Но у хэтчбека всегда предусмотрена возможность складывания заднего сидения - по частям или целиком, что обеспечивает возможность перевозки объемных грузов.
Правда, из-за укороченного свеса заднее стекло хэтчбека сильнее забрызгивается грязью и покрывается пылью, что вынуждает производителей устанавливать очиститель и омыватель. Поскольку багажное отделение изолировано от салона условно (разве что полочкой), то запах от перевозимого груза проникает в пассажирский отсек.
"Восьмерка" - первый
советский "хэтч"

Если сиденье складывается
по частям, можно перевозить и груз,
и пассажира одновременно
Чтобы поменять колесо,
на большинстве хэтчбеков
и универсалов придется полностью
разгружать багажник
Да и при манипуляциях с грузом заднюю дверь необходимо держать открытой, из-за чего в зимний период в салоне будет холодно.
Как правило, хэтчбек востребован в малых классах, поскольку при внешней компактности именно этот тип кузова он позволяет перевезти максимум груза. Да и большинство «заряженных» модификаций – именно с таким типом кузова, поскольку седан уступает хэтчбеку не только во внешней стремительности, но и проигрывает ему по жесткости кузова, а также отличается менее удачной развесовкой.
Ford Scorpio с коротким выступом - настоящий лифтбек!
Многие производители в С- и D-классах не выпускают «чистых» хэтчбеков с резко «подрезанной» задней частью, а отдают предпочтение лифтбэку – двухобъемному кузову с небольшим выступом-«ступенькой» в задней части. Благодаря этому лифтбэк смотрится немного солиднее «куцехвостого» хэтчбека, сохраняя при этом все преимущества такого типа кузова. Важное отличие от хэтчбека – не «ступенька», а длина заднего свеса: обычно у лифтбэка она сравнима с обычным седаном или универсалом, в то время как у «чистого» хэтчбека задок всегда короче, чем у остальных модификаций.
Хэтчбек
+ - Маневренность, управляемость;
- Возможность увеличения багажного отделения путем трансформации салона
- - Загрязняемость заднего стекла;
- Запахи из багажника проникают в салон;
- Салон остывает при открытой двери багажника;

Универсал

Багажник Skoda Superb Combi просто
огромен: 633 литра!
В качестве грузо-пассажирской альтернативы седану практически у всех производителей всегда существовал вариант универсал. Главное отличие этого типа кузова - два объема и длинная крыша, доходящая до задней панели.
Как правило, универсал имеет пять дверей, хотя иногда выпускались и трехдверные версии.
Для доступа в багажное отделения в торце универсала предусмотрена дверь - как правило, поднимающаяся вверх.
При сложенных задних сиденьях в универсале
образуется просторный грузовой отсек
Грузо-пассажирские возможности универсала выше, чем у седана и хэтчбека, но комфорт несколько страдает. В отличие от хэтчбека, полочка для изоляции багажного отделения от пассажиров предусмотрена далеко не всегда.
Кузов типа универсал отлично сочетается с полным приводом и увеличенным клиренсом. Именно поэтому все кроссоверы - именно двухобъемные. Увеличенный объем багажного отделения позволяет разместить узлы полноприводной трансмиссии и/или третий ряд сидений.
У некоторых универсалов крыша в задней части немного приподнимается, а заднее сиденье всегда складывается (по частям или полностью). При этом образуется длинная и ровная площадка для перевозки груза. Чтобы возможности подвески соответствовали потенциалу кузова, конструкторы нередко применяют другие амортизаторы и пружины, что обеспечивает большую грузоподъемность в сравнении с хэтчбеком или седаном.
Другие конструктивные отличия - выштамповки или дополнительные усилители в крыше, призванные сохранить требуемую жесткость этой длинной детали.
На базе легковых универсалов иногда выпускают коммерческие версии - без окон в дверях и боковинах,а также без обивки салона и заднего сидения.
Универсал
+ - Наилучшие возможности по перевозке грузов
- - Цена выше, чем у других модификаций;
- Шум задней двери на некоторых автомобилях


  Практические советы по перевозке груза
Упаковывать предметы в багажник лучше заранее, без спешки и суеты. Удобнее всего укладывать их «по принадлежности» - продукты отдельно, инструмент и хозяйственный инвентарь – отдельно. Пытаться «впихнуть невпихуемое» не стоит: если вещи ну никак не помещаются, лучше критично осмотреть багаж и подумать – все ли действительно необходимо перевезти? Нужно также помнить, что петли багажника также занимают некоторое пространство и его нужно оставить свободным. Твердые и острые предметы лучше укладывать в нижней части багажного отделения, чтобы они не повредили крылья или крышку багажника изнутри.
В универсалах и хэтчбека возникает соблазн забить багажник «под завязку», загрузив его до крыши. При этом обзорность назад практически исчезает, а еще возникает риск повреждения нитей обогрева. Хуже другое: при резком торможении незакрепленный багаж может улететь в салон и травмировать пассажиров.





Олег Полажинец

Фото предоставлены автором

Комментариев нет:

Отправить комментарий