Меню

среда, 3 октября 2012 г.

Жизнь без крыши




Автомобиль с открытым кузовом в наше время относят к категории эксклюзивных авто. Оно и понятно: цена машины с откидным верхом существенно больше, чем варианта с закрытым кузовом, а функциональность заметно ниже. Именно поэтому у кабриолета сформировался имидж этакого «мажористого» типа кузова, рассчитанного на обеспеченных автомобилистов, которым по средствам держать вторую открытую машину «для души».
Ведь только открытая крыша позволяет получить истинное единение с природой и будто слиться с ней. Езда на кабриолете напоминает поездку на мотоцикле – водитель открыт всем ветрам и поэтому испытывает настоящее удовольствие, недоступное владельцам «крытых» машин.



Немного истории
Кабриолет (фр. cabriolet) – это легкая конная повозка с одной осью и складывающейся крышей, в которую запрягали одну лошадь. В наше время термином «кабриолет» обозначают автомобиль с откидным верхом.

Открытый кузов весьма типичен для автомобилей,
выпущенных в первые десятилетия ХХ века
На заре автомобилестроения все автомобили были именно открытыми, как и прогулочные кареты. Использовали автотранспорт, как правило, в хорошую погоду, ведь применение автомобиля в первые годы носило больше «развлекательный характер».
Cadillac Eldorado – один из самых стильных
кабриолетов всех времен и народов
Начиная с 20-х годов ХХ века закрытый кузов постепенно стал вытеснять кабриолеты, поскольку предоставлял пассажирам несравнимый с кабриолетом комфорт. Да и долговечность такого автомобиля была выше.
С массовым внедрением несущего кузова кабриолеты не исчезли, но подавляющее большинство автомобилей с откидным верхом стали выпускать на базе двухдверного купе. Причина  одна – у любого открытого кузова жесткость на кручение намного ниже, чем у закрытого, а «лишние» дверные проёмы лишь усугубляют эту проблему. По этой же причине кабриолет почти всегда заметно тяжелее, чем «закрытая основа» – для сохранения жесткости кузова его днище приходится основательно усиливать.
Экспериментальный кабриолет "Москвич"
выглядел очень стильно
Со временем у большинства ведущих производителей в модельной гамме появились версии с кузовом типа кабриолет – как относительно доступные, на базе массовых моделей, так и дорогие – на базе суперкаров. Традиционно, наибольшим спросом кабриолеты пользуются у жителей средиземноморских стран с жарким климатом, хотя изобретение авто с жесткой складывающейся крышей позволяет ездить на таком авто и в нашем климате. Ведь, по сути, это «два в одном» - обычное купе на каждый день, способное становиться в нужный момент настоящим кабриолетом. У такого решения есть лишь один, но заметный недостаток – высокая цена, поскольку купе-кабриолеты к доступным автомобилям явно не относятся.
У кабриолета есть разновидности: родстер, представляющий собой двухместный открытый автомобиль без крыши, и фаэтон – версия с открытым четырехдверным кузовом, мягкой крышей и без стекол. В классическом же понимании кабриолет – это двухдверный автомобиль с откидным верхом и  подъемными стеклами, с числом мест два и более.
Существовало несколько версий кабриолетов на базе вазовской "восьмерки"

Выбор сердца и кошелька
Mercedes-Benz CLK AMG DTM Cabrio
- самый мощный кабриолет в мире
Bentley Continental GTC
способен развить свыше 300 км/ч
Для того, чтобы стать владельцем кабриолета в Украине достаточно довольно скромной суммы в 5-8 тысяч долларов. Правда, «рынок» автомобилей с этим типом кузова очень маленький, а за «начальные» деньги обычно предлагают скромную европейскую малолитражку 80-90-годов (Ford Escort, Opel Kadett, VW Golf, Peugeot 306, Renault Megane и т.д.), причем лишенную каких либо «наворотов» и в довольно «убитом» состоянии. А главное достоинство – откидной верх с учетом возраста автомобиля может стать его главным же недостатком. Ведь за несколько десятилетий материал крыши неизбежно ветшает и она становится негерметичной. А езда в дождь на кабриолете с дырявым верхом  - сомнительное удовольствие…
Первичный рынок кабриолетов в Украине также небольшой – это Fiat 500C, Peugeot 308CC, Volkswagen EOS, Mini Cabrio, Alfa Spider, Audi A3/A5 Cabrio, BMW 1 и 6 серии, Mercedes E-класса, Volvo C70, Lexus IS250C и некоторые другие. Как нетрудно догадаться, «входной билет» недешев: даже крошечный «пятисотик» от Fiat стоит более 20 тысяч долларов, хотя не является полноценным кабриолетом – скорее, просто хэтчбеком со сдвижной мягкой крышей из ткани. Другие «кабрики» стоят от 30 000 долларов, а автомобили премиум-сегмента – от 50 000, но не долларов, а евро. Красиво жить не запретишь, но… на это нужны деньги.
Главная проблема подержанных «зажигалок» - бурное прошлое. Автомобили начала 90-х, давно колесящие по Украине, нередко попадали на её территорию не совсем легально – проще говоря, были просто украдены где-то в Европе. Всплыть этот неприятный факт может и через 15 лет – например, при очередной перерегистрации автомобиля, а для новоиспеченного владельца он может оказаться весьма неприятным сюрпризом. Но даже если с юридической точки зрения с машиной полный порядок, то с технической обычно ситуация более печальна. Связано это с большими нагрузками, неквалифицированным ремонтом и множеством хозяев – ведь такие авто нередко переходят «из рук в руки» по нескольку раз за год. Встречаются и более-менее аккуратные варианты – как правило, «клубные», то есть пребывающие в руках энтузиаста, входящего в общественный клуб марки. Но такие автомобили на продажу выставляются нечасто, да и стоят недешево. Общая проблема всех автомобилей с высокими динамическими характеристиками – аварийность. Из-за спортивной харизмы «зажигалки» чаще других авто попадают в аварии, а восстанавливают их нередко наспех и не очень качественно. С новым автомобилем проще. Как правило, все упирается в финансовые возможности и личные предпочтения, а возникающие в процессе эксплуатации проблемы решаются по гарантии. Однако нужно учитывать, что содержание «зажигалки» в любом случае обойдется дороже, чем «овоща». Как известно, за удовольствие надо платить.
Разумеется, все современные кабриолеты богато оснащены и в большинстве случаев вместо классического мягкого верха могут похвастать инновационной крышей – жесткой складывающейся. Благодаря этому функциональность кабриолета и его «круглогодичность» сравнима с обычным двухдверным купе. Правда, за другие деньги, да и долговечность сложной электромеханики в нашем климате вызывает вопросы, особенно в послегарантийный период.
В Украине предлагаются и спортивные кабриолеты – например, Porsche 911 Cabriolet и Jaguar XK, но для большинства украинцев их присутствие на рынке вызывает разве что умозрительный интерес.
Впрочем, за исключением крыши массовые кабриолеты в эксплуатации ничуть не дороже, чем «соплатформенные» автомобили с обычным кузовом. Ведь технически они очень близки, а благодаря инновационным технологиям удалось победить «ахиллесову пяту» автомобилей с откидным верхом, а именно неважную управляемость и малую жесткость открытого кузова. Но нужно помнить, что небольшой рынок кабриолетов автоматически означает и невысокий спрос на этот специфичный тип кузова на «вторичке». Да и потеря в цене при продаже будет заметно выше, чем для автомобиля с классическим кузовом. Как в случае со всем эксклюзивным, за удовольствие нужно платить.

Мягкий или жесткий?
У культового VW Golf Cabrio на базе
первого «гольфа» крышу приходилось
складывать вручную
Классический кабриолет имеет мягкий откидной верх, который чаще всего выполнен в черном цвете. Впрочем, бывают и исключения – темный низ и светлый верх или наоборот. В задней стенке мягкой крыши предусмотрено стекло, а привод складывания может быть как ручным, так и электрическим.
Недостатки мягкого верха – относительная недолговечность и слабая  «антивандальность». Ведь запаркованный во дворе «кабрик» могут запросто испортить – не угнать, а именно испортить, порезав ткань крыши из чувства «классовой ненависти».
У Opel Kadett была предусмотрена центральная
защитная дуга. Приобрести такой автомобиль
в Украине можно за 5-6 тысяч долларов США
В случае с мягким верхом лучший вариант – сезонная эксплуатация и гаражное хранение.
У современных купе-кабриолетов
сложнейший электромеханический привод
жесткой крыши
Жесткий верх появился на кабриолетах сравнительно недавно и сразу стал «писком кабриолетной моды». Ведь он объединяет в себе преимущества и закрытого, и открытого кузовов. Работает он просто: для складывания крыши кнопку нужно нажать и удерживать до конца. Никаких фиксаторов откидывать не нужно, единственное требование – пустой багажник и закрытая шторка. Правда, при сложенной крыше багажник у кабриолета практически отсутствует, поэтому нужно выбирать – ехать с ветерком в салоне либо с грузом в багажнике.
Важный аспект – безопасность. Автомобиль с откидным верхом однозначно опаснее закрытого аналога, ведь при ударе его крыша практически не принимает участия в поглощении энергии. Кроме того, кабриолет смертельно опасен в случае переворота. Как правило, на все современные «кабрики» устанавливают специальные дуги, которые в обычной жизни спрятаны за задними сидениями, а в случае переворота машины за доли секунды «выстреливают», спасая седоков от травм головы и шеи.


Олег Полажинец

Комментариев нет:

Отправить комментарий