Меню

среда, 12 сентября 2012 г.

Авто-зажигалки


Больше перца!


В мире существует множество типов автомобилей: компактные городские малолитражки, вместительные компактвены, брутальные внедорожники, представительские седаны, многофункциональные универсалы… А еще – пикапы, лимузины, кабриолеты, фургоны, микроавтобусы и т.д.
Однако многие автомобилисты при выборе автомобиля обращают внимание на две вещи – внешний вид и динамические характеристики. Да-да, просторный багажник или экономичный двигатель для некоторых играют далеко не главную, если не последнюю, роль. А в первую очередь таких «азартных» автомобилистов интересует эффектный дизайн и возможность уйти точкой за горизонт, оставив случайным соперникам только запах выхлопных газов.
Автопроизводители давно учли вкусы и желания потребителей и выпускают автомобили со спортивным уклоном уже несколько десятилетий. Поэтому приставка «sport» с соответствующими атрибутами красуется не только на роскошном суперкаре, но и на вполне ординарной малолитражке, а стать владельцем «почти болида» может каждый желающий – благо, вторичный рынок предоставляет возможность оседлать несколько сотен скакунов по вполне приемлемой цене.
Ну а те, кто может себе позволить приобщиться к большому и не очень спорту прямо в автосалоне, также не обделены – украинский рынок предлагает пусть и не полный, но достаточный спектр как «подогретых» модификаций обычных автомобилей, так и настоящих спорткаров.

Старые кони
Входной билет в мир «горячих машин» относительно недорог. Разумеется, это будет подержанная и далеко «не свежая» техника – автомобили как минимум 10-15 летней давности, причем с немалым пробегом и следами далекой и бурной молодости на кузове и агрегатах.

В 80-90-е годы Peugeot выпускал "подогретые" модификации с индексом GTI

Зато цена – доступная: самые «пошатанные» старички оцениваются в 3-4 тысячи долларов, а в районе «десятки» можно взять, пусть и изрядно потрепанный, но вполне эффектный аппарат.
Японский "псевдоспорт" - Nissan 240SX
Как шутят автомобилисты,
"лучше нету велика, чем Toyota Celiса"
Opel Kadett GSI - ответ "горячему" VW Golf
Условно все «горячие» автомобили можно поделить на три категории. В первую входят «подогретые» версии обычных автомобилей В-, С- и D-класса. Как правило, на украинском рынке «бэушные хот-хэтчи» преимущественно немецкого производства. Это Opel Kadett/Astra GSI, Volkswagen Golf GTI, Ford Fiesta/Escort XRi, Audi RS и т.д. Хоть и реже, но встречаются французские  аналоги – Peugeot 106/205/309 GTI. Из более «свежих» по возрасту и состоянию выделяются Skoda Octavia RS и Ford Fiesta ST, но таких машин на рынке совсем немного, а по соотношению цены и качества они отличаются от начальных версий далеко не в лучшую сторону. Немаловажно, что, в отличие от остальных, эти автомобили поставлялись в Украину официально, потому вполне реально приобрести автомобиль с прозрачной историей и от первого владельца.
 Немалой популярностью пользуется немецкая заднеприводная «классика» от BMW, украшенная литерой M. Правда, реальных «эмок» гораздо меньше, чем автомобилей, изображающих из себя болидов отделения Motorsport. Все эти автомобили объединяет общий подход - они предоставляют чуть лучшую управляемость в сравнении с «базой», отличаются более мощными двигателями и спортивной отделкой кузова и салона.
Увидеть небитую "эмку" BMW
в кузове E36 можно разве что на фото
Вторая категория – так называемые псевдоспорткупе. Отличительная особенность этих автомобилей – двухдверный кузов и яркая внешность. Благодаря большому наклону стекол и стремительному силуэту выглядят «купешки» привлекательно даже через 15-20 лет после дебюта. В Украине встречаются как старые немецкие купе (Opel Manta/Monza/Tigra/Calibra, Porsche 924 и т.д.), так и автомобили японского производства - Toyota Celica, Honda Prelude, Nissan 200SX, Mazda MX-3/MX-6. Комплектация таких машин обычно более богата, чем у «хот-хэтчей», но по динамическим качествам они не сильно превосходят своих бюджетных сородичей. Да и техническое состояние, мягко говоря, оставляет желать лучшего – кузов обычно побывал не в одной аварии и изрядно тронут коррозией, а двигатель и подвеска нередко пребывают «на последнем издыхании». При этом прямой связи между остаточным ресурсом и стоимостью автомобиля нет. Характерная черта – обилие доморощенного «тюнинга» в виде различных накладок, нестандартных колес и прочих атрибутов «крутого авто». Правда, для потенциального покупателя это, скорее, минус, чем плюс.
Грозный монстр раллийных
трасс 80-х: Lancia Delta HF Integral
Третья категория «бэушек» - настоящие спортснаряды – Mitsubishi Lancer Evolution и Subaru Impreza WRX/STI, а также раритетная и очень редкая Lancia Delta HP Integrale. Это мощные автомобили, рассчитанные на квалифицированного водителя. В отличие от «подогретых», они являются спортивными автомобилями безо всяких скидок. Правда, на практике это означает безжалостную эксплуатацию, сопровождающуюся частыми авариями и повреждениями подвески, тормозов и сцепления. Поэтому машина этой категории в возрасте старше пяти лет может оказаться просто «измочаленной» и требующей немедленного вложения половины своей стоимости. Для «спортсменов» характерно обилие дорогостоящего тюнинга – «раздутого» по мощности двигателя , метоллокерамического сцепления, усиленных тормозов, «зажатой по-кольцевому» подвески и т.д. Однако радоваться подобным «наворотам» не стоит – во-первых, их установка не лучшим образом отражается на ресурсе остальных агрегатов, а, во-вторых, в случае замены или ремонта могут возникнуть проблемы, связанные с совместимостью и взаимозаменяемостью нестандартных деталей.

Дешевого спорта нет
Lada Kalina Sport - недорого и сердито
Среди новых и относительно недорогих автомобилей так называемого бюджетного класса «горяченького» особо не встретишь, ведь в этой ценовой категории «приспортивленных» версий автомобилей практически не существует. Большинству потенциальных покупателей нужны «хлеб и вода», то есть просторный салон, комфортная подвеска и большой багажник. Именно потому «горячие» модификации автомобилей на украинском рынке в бюджетном сегменте отсутствуют. Редкое исключение – вазовская Kalina Sport, доработки которой соответствуют всем канонам жанра «доступного GTI». Это и чуть более жесткая подвеска, и доработанный экстерьер, и «спортивные» аксессуары в салоне. Да и двигатель стал мощнее, а тормоза – эффективнее. Правда, в результате Kalina стала «горячей» только в сравнении с исходной версией или «овощными» аналогами, а в настоящее время на первичном украинском рынке найти такую машину «живьем» практически невозможно.
Когда-то на украинском рынке продавался Daewoo Lanos Sport – трехдверный хэтчбек, оснащенный 16-клапанным двигателем. Однако сегодня его можно встретить разве что в виде «глубокого бэу».

GTI – начало начал
В мае 1975 г. был представлен Volkswagen Golf первого поколения. В мире в то время еще не оправились от сильнейшего нефтяного кризиса, разразившегося в начале 70-х, а посему о каких-то «заряженных» версиях новой модели никто даже не задумывался. Однако один из инженеров фирмы по собственной инициативе сделал в собственном гараже «спортивную» модификацию Golf I, оснащенную более мощным двигателем. Концепция «маленького горячего хэтчбека» настолько понравилась руководству, что проект решили запустить в серию. Первоначально «горячую» модификацию планировали выпустить ограниченным тиражом в 5000 экземпляров, однако спрос превысил все ожидания и за первый год было продано 6067 машин. Технически Golf GTI существенно превосходил стандартную модель: под капотом появился 1,6-литровый двигатель Audi, оснащенный механическим впрыском Bosch K-Jetronic, благодаря чему мощность двигателя достигала 110 л.с. Неслабое сердце обеспечивало сравнительно легкой (820 кг) машинке незаурядные динамические показатели – так, максимальная скорость достигала 182 км/ч, а разгон до сотни занимал всего 9,2 с.

Горячее заказывали?
Новые «горячие» автомобили в Украине, в основном,  представлены продукцией
концерна VAG, и то далеко не всем модельным рядом. Впрочем, выбрать есть из чего: практически все марки концерна предлагают «подогретые» модификации своих обычных хэтчбеков.
"Эвик" от Mitsubishi стал почти объектом культа
Seat Ibiza FR, Ibiza Cupra, Leon FR, Leon Cupra, Skoda Octavia RS, VW Golf GTI, Audi S3 – в общем, вариантов достаточно. В качестве альтернативы, но не из семьи VAG, можно рассматривать еще одного «немца» - Opel Astra GTC.Независимо от выбранной марки, такой вариант является оптимальным для обеспеченных любителей «хотхэтчей», поскольку он сочетает в себе преимущества обычного автомобиля С-класса с неплохой удельной мощностью и хорошей управляемостью. Многим также нравится эффект «волка в овечьей шкуре», когда обычная с виду машинка способна «наказать» не самый слабый седан с трехлитровым двигателем.  Вдобавок такие автомобили обеспечиваются гарантией и по стоимости обслуживания (но не ремонта!) не сильно отличаются от ординарных собратьев той же модели.
Как и Evolution, Subaru Impreza WRX/STI
давно стала своеобразным эталоном "спортснаряда"
Аналогичный набор потребительских качеств представляют автомобили, стоящие особняком из-за неординарного внешнего вида. Citroen DS3, Peugeot RCZ и Mini Cooper S выглядят более эффектно, чем немецкие «хот-хэтчи», но предлагают при этом не только особый шарм, но и неплохие динамические характеристики. Правда, «пыж» и «миник» в неплохих комплектациях вплотную подбираются к отметке $50 000, поэтому являются, так сказать, штучным товаром.
Mazda 3 MPS – это «горячий японец в гордом одиночестве». 260-сильная версия «трешки» имеет привод на передние колеса и разгоняется до сотни за шесть секунд. Правда, и цена соответствующая – на треть дороже обычной модификации.

Гранд спорт
"Спортивная икона" - Porsche 911 в кузове 997
Производители престижных автомобилей также выпускают автомобили для тех, кто любит погорячее. У BMW это – модельный ряд «эмок» от M3 до кроссоверов, у Mercedes – заряженные версии AMG, причем от скромной по размерам «цешки» до представительского S-класса. Словом, разгуляться есть где – была бы сотня-другая тысяч «зеленых». Оснащение таких автомобилей – предел мечтаний для большинства автомобилистов, ведь кроме выдающихся динамических характеристик они предлагают массу модных «фишек». Многочисленные электроприводы, панорамная крыша, адаптивный свет, продвинутая мультимедия, системы активной и пассивной безопасности – что называется, все включено. Осталось пройти на кассу…
Mercedes C63 AMG - компактный,
но очень "злобный" автомобиль
В Украине можно приобрести и настоящую «спортивную икону» - автомобиль Porsche. Кроме легендарного Porsche 911, богатые почитатели бренда могут приобрести и другие спортивные автомобили марки – Cayman и Boxter. Правда, цена соответствует имиджу марки, носящего фамилию великого Фердинанда Порше.
В «большом спорте» представлены и профессиональные «спортсмены» - японские Subaru Impreza WRX/STI и Mitsubishi Evolution. Это недешевые и очень серьезные автомобили, предполагающие технику вождения на уровне эксперта. Да и содержание такого «снаряда» влетит в копеечку – ведь даже если ничего не сломается, то в бак придется заливать по 15-20 литров недешевого 98-го бензина…
Советы по выбору
Главная проблема подержанных «зажигалок» - бурное прошлое. Автомобили начала 90-х, давно колесящие по Украине, нередко попадали на её территорию не совсем легально – проще говоря, были просто украдены где-то в Европе. Всплыть этот неприятный факт может и через 15 лет – например, при очередной перерегистрации автомобиля, а для новоиспеченного владельца он может оказаться весьма неприятным сюрпризом. Но даже если с юридической точки зрения с машиной полный порядок, то с технической обычно ситуация более печальна. Связано это с большими нагрузками, неквалифицированным ремонтом и множеством хозяев – ведь такие авто нередко переходят «из рук в руки» по нескольку раз за год. Встречаются и более-менее аккуратные варианты – как правило, «клубные», то есть пребывающие в руках энтузиаста, входящего в общественный клуб марки. Но такие автомобили на продажу выставляются нечасто, да и стоят недешево. Общая проблема всех автомобилей с высокими динамическими характеристиками – аварийность. Из-за спортивной харизмы «зажигалки» чаще других авто попадают в аварии, а восстанавливают их нередко наспех и не очень качественно. С новым автомобилем проще. Как правило, все упирается в финансовые возможности и личные предпочтения, а возникающие в процессе эксплуатации проблемы решаются по гарантии. Однако нужно учитывать, что содержание «зажигалки» в любом случае обойдется дороже, чем «овоща». Как известно, за удовольствие надо платить.


Олег Полажинец
Фото автора и фирм-производителей

Комментариев нет:

Отправить комментарий