Меню

среда, 8 августа 2012 г.

Цена километра

Подсчитываем затраты на содержание автомобиля

 

Любой автомобилист понимает, что содержание автомобиля стоит немалых денег, даже если саму машину подарили на день рождения или её выиграли в лотерею. Причем многие автовладельцы вступают в жаркие споры, отстаивая дешевизну содержания любимой машины в сравнении с конкурентами или автомобилями коллег и знакомых. При этом многие сводят калькуляцию лишь к суммированию затрат на техническое обслуживание и топливо. Другие, напротив, подсчитывают все мелочи, вплоть до покупки рабочих перчаток и батареек в пульт сигнализации, после чего ужасаются полученным цифрам.

Для того чтобы подсчитать стоимость километра, для начала нужно знать, что именно и как считать. Причем для анализа затратности содержания собственного автомобиля важна не только итоговая цифра «сколько гривен на километр», но и подсчет затрат по группам. Иными словами, если владелец бесконечно тратится на мойку или постоянный апгрейд аудиосистемы, то нельзя утверждать, что автомобиль ненадежен или вытягивает последние деньги. И, напротив, если сумма затрат небольшая, но доля расходов на поломки высокая, то это вряд ли порадует того, кто постоянно чинит автомобиль.
Поэтому качественный и количественный анализ эксплуатационных затрат позволяет получить ответ на разные вопросы – не только узнать сколько уходит денег, но и куда именно они уходят.


Немного теории

Эксплуатационные затраты состоят из переменных и постоянных затрат. Переменные затраты зависят от пробега и условий движения. Иными словами, это расходы на топливо, шины, обслуживание и ремонт, "улучшайзинг" и тюнинг. Переменные затраты прямо связаны с интенсивностью эксплуатации, поэтому они неизбежно растут с увеличением годового пробега. Активно ездящие автомобилисты тратят на обслуживание автомобиля в 1,5-2 раза больше, чем те, кто проезжает 10-15 тысяч километров в год. Принято считать, что годовой пробег "среднестатистического" автомобиля равен 15 000 км.
Отечественный автомобиль обычно требует небольших,
но постоянных затрат на мелкий ремонт
Относительно недорогой 15-20-летний седан
представительского класса в содержании
будет на порядок дороже малолитражки
Постоянные затраты не зависят от интенсивности эксплуатации. К ним относятся: расходы на стоянку или гараж, страховку. В отличие от переменных, этот вид затрат несет любой автовладелец независимо от того, стоит автомобиль в гараже или интенсивно эксплуатируется. Поэтому минимизировать стоимость содержания автомобиля можно лишь до определенной величины, а «нулевые затраты» достижимы только путем продажи авто. Хранящийся в гараже без движения автомобиль можно сравнить с такси, стоящим с включенным счетчиком в ожидании пассажира – машина стоит, а деньги-то «капают»! Причем не в пользу автовладельца. Поэтому если автомобиль не ездит совсем или проезжает в год 2-3 тысячи километров, за редким исключением рациональнее продать его и пользоваться услугами такси.
Для количественного анализа достаточно просто суммировать все затраты на автомобиль и разделить их на пробег. К примеру, если за год автомобиль проехал 15 000 км, а его содержание обошлось в 6000 грн, то каждый километр пробега обошелся в 40 коп. Но при этом правильно добавлять к общим затратам еще и величину амортизации. Амортизация – это падение стоимости автомобиля за определенный период в результате его эксплуатации. Если новый автомобиль стоил 10 000 долларов, а спустя пять лет он стоит 6000 долларов, то величина амортизации за пять лет составляет 4000, а в год – 800 долларов. И хоть эта сумма пока не «вытянута» из кошелька, её необходимо закладывать в затраты за учетный период. Обычно принято считать, что за год автомобиль теряет от 10 до 20% от своей первоначальной стоимости. После пяти лет эксплуатации стоимость автомобиля считается остаточной и уже не амортизируется, поскольку дальнейшее падение цены происходит медленно. А для «старичков» в возрасте 10 и более лет считать амортизацию не имеет смысла – их остаточная стоимость зависит больше от технического состояния, чем от года выпуска.
Для качественного анализа затраты необходимо разделять по группам. Для большинства автомобилистов подойдет вариант с четырьмя группами: «улучшайзинг», эксплуатация, поломки и топливо.
Полноприводный автомобиль требует больше
топлива и расходов на обслуживание трансмиссии
«Улучшайзинг» - это затраты на детали/материалы/работы, без которых можно спокойно обойтись. К ним относятся шумоизоляция, тюнинг, покупка второстепенных аксессуаров, полировка ЛКП и «апгрейд» аудиосистемы или любых других системы автомобиля. Ведь трудно отнести к эксплуатационным затратам установку неоновой подсветки днища или нового 5-канального усилителя. Как правило, величину «улучшайзинговых» затрат можно минимизировать – было бы желание (и сила воли).
Эксплуатация – это затраты, которые прямо связаны с ездой на автомобиле. К ним относятся плановые ТО, замены расходных материалов по регламенту, замена изношенных (но не сломавшихся!) деталей, мойки и т.д. Сюда же нужно включать и постоянные затраты -  на страховку, стоянку/гараж и т.д.
Поломки – важная статья затрат. Она показывает один из главных критериев – надежность автомобиля. Если сумма расходов на устранение поломок за учетный период превышает все остальные, нужно задуматься – а не слишком ли накладно содержание столь «ломучей» машины и есть ли в этом смысл.
Затраты на топливо прямо зависят от двух факторов – годового пробега и стоимости топлива. Разумеется, эта статья расходов также во многом зависит от того, о каком именно автомобиле идет речь – для «матиза» и пятилитрового «мерседеса» расходы на топливо за равный пробег будут заметно отличаться. Что ж – амбиции и желание ездить на мощной и большой машине нужно оплачивать, причем не только во время покупки.

Экономим с умом
Мойка собственными силами сокращает
эксплуатационные расходы. Правда, этот вариант
доступен лишь жителям частных домов и владельцам дач
Большинство автовладельцев желает сократить расходы на содержание автомобиля, ведь чем меньше денег за единицу времени израсходовано на авто, тем больше их останется на другие нужды!
Правда, сокращать затраты нужно с умом – как говорится, скупой платит дважды.
Газовая установка позволяет сократить расходы
на топливо. Правда, сначала нужно потратиться на
саму установку
Нужно помнить, что на эксплуатационные затраты влияют условия и режимы, в которых используется автомобиль. Понятно, что за одинаковый пробег у машины, которая используется исключительно в городе, износ некоторых узлов и агрегатов (шины, тормоза, трансмиссия) будет выше, а расход топлива – больше, чем у автомобиля, использующегося преимущественно в дальних поездках по загородным дорогам. С другой стороны, именно при езде по трассе больше шансов попасть на непредвиденные расходы из-за порезанной покрышки или деформированного диска. Влияет на величину эксплуатационных затрат и стиль езды – у «гонщиков» шины «тают» буквально на глазах, а тормозные колодки и сцепление требуют замены в несколько раз чаще, чем у спокойных водителей.
Затраты на топливо минимизировать можно только одним путем – экономичным стилем езды или переходом на альтернативное топливо.
Дизель хорошо подходит тем, кто много ездит.
Он позволяет снизить затраты на топливо
У многих автомобилистов возникает соблазн экономить на «расходниках», приобретая неоригинальные детали подешевле. Конечно, это позволяет сэкономить, но…иная простота хуже воровства. Слишком велик риск «запороть» другие узлы – например, из-за некачественных тормозных колодок можно вывести из строя тормозные диски. С другой стороны, при грамотном подходе именно на расходных материалах можно неплохо сэкономить, особенно если речь идет о негарантийном автомобилей.
Но нужно помнить, что покупать масло или бензин сомнительного качества «по сходной» цене чревато затратами совершенно другого порядка – на ликвидацию последствий такой «экономии»…
Если квалификация и условия позволяют, можно здорово сэкономить, самостоятельно обслуживая автомобиль. Большинство отечественных машин, а также многие бюджетные «иномарки» позволяют в гаражных условиях выполнять большинство регламентных работ, не требующих специнструмента – например, менять моторное масло и фильтры, свечи зажигания, тормозные колодки и т.д. Если есть возможность, автомобиль можно мыть самостоятельно, что также снизит затраты на его эксплуатацию.
В большинстве случаев автомобилист может заметно сократить затраты на эксплуатацию автомобиля за счет тщательного количественного анализа по группам, а также аккуратной и бережной манеры езды.

Точный расчет
К примеру, стоимость нового автомобиля - 100 000 грн. Через 5 лет он стоит 60000 грн. Это значит, что в эксплуатационные затраты нужно включить 40000 грн амортизации.
Также нужно добавить затраты на постановку на учет (4000 грн) и "необходимый минимум - коврики, сигнализацию, набор автомобилиста и т.д. (2000 грн). Таким образом, первоначальные единоразовые затраты составляют 106 000 грн за вычетом стоимости авто при продаже. Итого единоразовые расходы составят 46 000 грн.
Цена километра 20-30-летнего "старичка"
иностранного производства может
неприятно удивить владельца
Что поделаешь - годы берут свое
Теперь нужно подсчитать затраты на эксплуатацию, то есть содержание и обслуживание за пять лет. Конечно, в зависимости от автомобиля, условий, размера города и стиля езды цифры могут колебаться, но в среднем при пробеге 15 000 км в год и расходе 8л/100 км потребуется 1200 литров или 13 200 грн в год (при стоимости топлива 11 грн/литр). Умножаем на 5 и получаем итоговую цифру затрат на топливо за 5 лет – 66 000 грн. Затраты на плановое ТО  также считаем ежегодными вследствие того, что годовой пробег и периодичность ТО в нашем случае совпадают. В среднем сумма затрат составит на каждое 1500 грн – ведь за 5 лет или  75 000 км пробега придется не только менять масло, но и производить регламентные замены антифриза, тормозной жидкости и ремня ГРМ, а также тормозных колодок. Итого затраты на плановое обслуживание за весь срок составят примерно 7500 грн. Также к расходам нужно добавить пять полисов ОСАГО по 250 грн = 1250 грн. К другим расходам можно отнести затраты на стоянку или аренду гаража (250 грн/месяц) – 15 000 грн за пять лет и мойку – 40 грн х 24 разах 5 лет = 4800 грн. Минимум 1000 грн на 5 лет нужно заложить на непредвиденные мелочи. Спрогнозировать затраты на поломки или аварии – неблагодарное занятие и поэтому их можно не закладывать в затраты. Тем более, что первые 2 или 3 года (больше половины срока) автомобиль будет ремонтироваться по гарантии.
Электронные помощники
Учет расходов удобно вести на компьютере – например, в программе MS Excel. Однако существует и более продвинутый способ – использование специального «софта» для подсчета стоимости содержания автомобиля. Некоторые программы для учета расходов на авто: CarMan, VehicleManager, СarNote, AutoMobile, Авто-Менеджер. Существуют и онлайновые сервисы для подсчета затрат – например, http://www.drivernotes.net/
Таким образом, суммарные затраты на пять лет составили 46000+66000+7500+1250+15000+4800+100=140 650 грн или 2345 грн в месяц. Стоимость пробега при таких затратах составит 140 650 грн/75 000 км =1,87 грн. Это значит, что каждый километр пробега на протяжении пяти лет обошелся почти в 2 гривны. Но нужно учитывать, что за пять лет и затраты на обслуживание автомобиля, и стоимость бензина могут существенно вырасти за счет инфляции. Поэтому реальная итоговая цифра затрат (и цена километра) после пяти лет эксплуатации будет выше как минимум на уровень инфляции за этот период.


Олег Полажинец
Фото предоставлены автором


3 комментария:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить