Меню

среда, 11 апреля 2012 г.

Весенние хлопоты




Прихода весны автомобилисты ожидают с нетерпением и даже энтузиазмом. Во-первых, машину больше не надо будет очищать от надоевшего снега. Во-вторых, вместо скользького гололеда и снежной каши под колесами вновь будет чистый и сухой асфальт. А еще весна позволяет не только вдохнуть полной грудью свежий воздух, но и заняться любимой машиной – устранить «косяки», накопившиеся за зиму, провести плановое ТО и т.д.
Правда, многие автовладельцы считают, что машина не нуждается в «сезонной подготовке» к теплому сезону – дескать, если трудный период отъездила, то зачем сейчас что-то делать?..
Однако с приходом тепла резко увеличиваются скорости движения, поэтому машина нуждается в обязательной проверке и обслужиании тех узлов, систем и агрегатов, которые прямо влияют на безопасность движения.

Кроме того, суровая зима, выпавшая в этом году, стала серьезным испытанием не только для автомобилистов, но и для их железных коней. Ведь все «тягости и лишения» зимнего периода в виде перепадов температур, метели, оттепелей, гололеда и сугробов так или иначе сказываются на «самочувствии» автомобиля. Поэтому сезонное обслуживание является обязательным независимо от того, насколько новым является автомобиль и сколько именно он проехал за зимний сезон. Да-да, даже если машина зимой не ездила, а просто стояла, весной она нуждается в определенной подготовке к новому «теплому» сезону.

Главное – кузов
Кузов является самой дорогой и важной частью автомобиля. Можно сменить подвеску, коробку передач и даже двигатель, а вот замена кузова с практической и юридической точки зрения сравнима с заменой всего автомобиля, что называется, «в сборе».
При этом за зимние месяцы кузову достаётся больше всего, ведь он испытывает постоянное воздействие атмосферных осадков, перепадов температур и агрессивных реагентов, которые способны «проесть» даже надежную защиту.
Хранение "подснежника" под открытым
небом - не лучший вариант
Начать подготовку кузова к весеннее-летнему сезону необходимо с тщательной мойки. Лучше всего вымыть кузов под высоким давлением, чтобы удалить «вековые залежи» грязи из колесных ниш и отбортовок крыльев. Желательна и мойка днища – это поможет оценить масштабы повреждения антикоррозионного покрытия.
Если "подснежник" хранился в гараже, то он нуждается
разве что в зарядке АКБ и подкачке колес
После мойки и качественной сушки нужно внимательно осмотреть лакокрасочное покрытие – на нем могли появиться сколы, царапины и даже очаги коррозии. Если повреждения неглубокие (до грунта), при некотором опыте царапины и сколы можно попытаться заделать самостоятельно, не прибегая к услугам маляров. Правда, сначала необходимо подобрать и заказать минимально возможное количество краски у колориста. Как вариант, вместо классического подкрашивания с использованием тонкой кисточки можно попробовать заделать «раны» с помощью специального подкрашивающего карандаша – такой продают многие официальные СТО.
"Ручной" мойки кузова не всегда достаточно
для ликвидации всех накопившихся загрязнений
После устранения повреждений нужно покрыть ЛКП защитным составом – например, восковым или тефлоновым. Если же заметны царапины и потертости, перед нанесением защитного слоя их нужно удалить с помощью специальной полироли, содержащей абразив. Правда, «учиться» на собственном кузове не нужно – если нет достаточных навыков, лучше обратиться к опытным полировщикам, которые быстро и качественно устранят проблемные зоны.
Появившиеся за зиму повреждения антикоррозионного покрытия кузова (если оно было нанесено изначально), нужно устранить. При этом следует учитывать, что «антикор» по составу должен совпадать с нанесенным ранее. По этой причине иногда приходится обращаться к дилеру или продавцу автомобиля, который производил первоначальную обработку.
За зиму нередко «закисают» замки и ограничители дверей, а также «дубеют» дверные уплотнители. Их необходимо смазать и «запшикать» соответствующими составами. Финальная «кузовная» операция – чистка дренажных отверстий в нижней части дверей. Если этого не сделать, внутри дверной полости скапливается влага и развивается коррозия.

Сколы и отслоения ЛКП требуют устранения. В противном случае возможно возникновение коррозии. От такой коррозии "малой кровью" уже не избавиться.
После кузова необходимо обратить внимание на салон. За несколько зимних месяцев стекла изнутри покрываются жирным налетом, даже если в автомобиле не курят. Поэтому их необходимо тщательно очистить. Ворсовое покрытие следует тщательно пропылесосить и… прощупать, чтобы убедиться, что оно невлажное. Зачастую владелец автомобиля и не подозревает, что под ковриками у него развивается настоящее болото. А если влага проникнет под ковер и шумоизоляционные маты, коррозия днища неизбежна.
Дренажные отверстия в дверях нуждаются
в регулярной чистке
Пластиковые детали салона необходимо очистить от пыли и грязи соответствующим составом, а чехлы сидений (если они установлены) лучше всего постирать. Резиновые коврики целесообразно заменить ворсовыми – практической необходимости в «резине» летом немного, а ворс заметно повышает «уютность» интерьера.
Иногда за  зиму в автомобиле появляются мелкие недочеты, до которых «не доходят руки» зимой. К примеру, это может быть заедающий привод центрального замка, несрабатывающий концевик, похрипывающий динамик аудиосистемы или неплотно прилегающая обивка. Понятно, что в мороз заниматься подобными мелочами не очень удобно, поскольку они, как говорится, «на скорость не влияют». Однако с приходом благодатного весеннего тепла все накопившиеся «косяки» необходимо устранить.

ТО и не только
Вполне вероятно, что после зимних дорог автомобиль
нуждается в регулировке углов установки колес
Лучше всего совмещать сезонную профилактику с плановым техническим обслуживанием. Конечно, если по пробегу или сроку до ТО еще далеко, то проводить его нет смысла. Но поскольку многие автомобилисты обслуживают свои автомобили раз в год, то лучше всего поменять «расходники» накануне нового сезона, сулящего большие пробеги и более высокие скоростные режимы.  А для изрядно побегавшего автомобиля чуть более ранняя замена моторного масла не повредит. Тем более, что на теплый сезон можно залить более «густое» - например, 10W40 вместо 5W30 – конечно, если это позволяет спецификация производителя автомобиля. Зачастую такой ход заметно снижает расход масла на угар в жаркий период.
 Воздушные фильтры (двигателя и салона) также необходимо заменить новыми, если они проехали хотя бы 70% номинального срока эксплуатации. Весенний сезон характерен высокой запыленностью, поэтому лучше всего подстраховаться. Это же касается и климатической установки – как минимум, следует сменить салонный фильтр, а еще не помешает очистить от микроорганизмов испаритель. Многие автосервисы весной предлагают профилактическое обслуживание кондиционера за умеренные деньги, которое включает очистку и продувку узлов, а также  проверку давления в системе.
Салонный фильтр подлежит обязательному осмотру.
Загрязненный требует замены независимо
от срока службы и пробега
Зимой двигатель часто работает в полупрогретом состоянии, что увеличивает нагрузку на свечи, ухудшая их самоочищение. Если свечи не выкручивались год и более, при плановом техобслуживании необходимо хотя бы демонтировать их и убедиться в отсутствии чрезмерного нагара, а также износа электродов. Из-за последнего свеча хуже работает и приводит к пропускам воспламенения, что увеличивает расход топлива и снижает мощность двигателя.
Поскольку весной тепловой режим двигателя будет гораздо напряженнее, чем зимой, нужно оценить уровень антифриза в расширительном бачке, а также его цвет. Если за зиму охлаждающая жидкость обесцветилась или, что еще хуже, «порыжела», её необходимо заменить новой. В любом случае нужно неукоснительно соблюдать регламент, предписанный производителем автомобиля.
Завершает «моторную» профилактику замена стеклоомывающей жидкости на летнюю. Хотя аккуратный автомобилист наверняка не сможет удержатьcя от того, чтобы вымыть дочиста подкапотное пространство, избавившись от грязи и пыли, скопившихся за зиму. Главное при этом - соблюдать осторожность и не «заливать» детали системы зажигания.

Лечим ходовую
Зима является суровым испытанием не только для кузова, но и для деталей подвески. Наледи и колеи, неровности и колдобины, скрытые под снегом, наносят ходовой части немало коварных ударов. А это значит, что важным элементом «весенней подготовки» является осмотр, диагностика и ремонт деталей подвески. После визуального осмотра становится ясно, все ли резиновые чехлы и резино-металлические детали пережили холодный сезон. Разумеется, повреждения, следы смазки, трещины и прочие визуальные дефекты недопустимы, поскольку влияют на работу этих деталей.
Трещины и расслоения резино-металлических
деталей подвески недопустимы
Если при езде нет никаких явных стуков, визуальным осмотром и раскачиванием автомобиля можно ограничиться. Однако если автомобиль и детали его подвески «пробежали» не один десяток тысяч километров, то не помешает проверить их на стенде или просто «дать пощупать» ходовую часть опытному механику. Желательно только, чтобы проверяющий хорошо знал особенности именной этой модели.
Из-за поврежденного защитного чехла рулевой наконечник
или шаровая опора могут быстро выйти из строя
Перед скоростным летним сезоном нужно уделить внимание и тормозной системе. Если «тормозуху» не меняли два года и более или она поменяла цвет со светло-желтого на буро-коричневый, жидкость необходимо заменить. Зимой в воздухе присутствует немало влаги, которая так или иначе попадает в тормозную жидкость вследствие её гигроскопичности. Именно поэтому температура кипения тормозной жидкости постепенно падает.
При смене колес нужно также обязательно оценить состояние тормозных дисков и колодок. Даже если при торможении нет вибраций и посторонних звуков, следует убедиться в том, что толщина дисков и колодок достаточная, а на рабочих поверхностях нет рисок и углублений.
Если глубина протектора летних шин составляет менее 1,6 мм или достигла индикаторов износа, их не обходимо заменить новыми. Установка «лысых» покрышек недопустима, поскольку автомобиль будет вести себя стабильно на сухих покрытиях, но, попав в глубокую лужу, моментально «всплывет» и станет неуправляемым.
Даже если глубина протектора достаточна, летние шины перед установкой крайне желательно отбалансировать, а зимние перед хранением тщательно вымыть и натереть «реставратором». Шины без дисков следует хранить «стоя», а на дисках – «стопкой плашмя», то есть складывая одно колесо на другое.
Если зимой автомобиль попадал в сильные ямы или есть подозрение на нарушение углов установки колес («тянет в сторону»), перед летним сезоном нужно обязательно проверить «сход-развал».

Врезка: Пробуждение «подснежника»                                                                                             
Многие автомобилисты по каким-то причинам автомобиль зимой не эксплуатируют вовсе. Если перед «спячкой» машину правильно подготовили и она хранится в гараже,  то «расконсервация» сводится всего лишь к подзарядке АКБ и последующей подкачке колес.
Если же автомобиль все время хранился на улице, то его кузов мог пострадать еще больше, чем если бы он эксплуатировался. Восстановительные процедуры в этом случае аналогичны: необходимо тщательно вымыть кузов и устранить повреждения ЛКП.
Заводиться после длительной стоянки лучше всего с «пускача» или хотя бы после полной зарядки аккумулятора.  

 Иногда возникают проблемы – например, диск сцепления прикипает к маховику. Можно попытаться «отклеить» его, включив первую передачу при заглушенном двигателе и отпуская сцепление в момент, когда помощники разгоняют автомобиль «с толкача» (или запускают двигатель стартером), одновременно нажимая на тормоз, но этот вариант не всегда помогает. Наиболее «щадящий» вариант – демонтаж коробки и механическое «отклеивание» диска от маховика.
Другая характерная «болячка» долго постоявшей неновой машины – подклинивающие тормозные механизмы дисковых тормозов. Поршни в суппортах просто «закисают» и колодки не растормаживаются, из-за чего автомобиль плохо катится. Если суппорта не удалось «расшевелить», придется разобрать механизм и прошлифовать поршень «нулевкой», либо заменить его.
 

Автор и фото Олег Полажинец

Комментариев нет:

Отправить комментарий