Меню

четверг, 16 февраля 2012 г.

Греть или не греть двигатель?

Греть нельзя ехать сразу: расставим знаки препинания?


Споры о том, нужно ли прогревать двигатель зимой, длятся десятилетиями. Одни автомобилисты утверждают, что мотор нужно прогревать на месте чуть ли не до рабочей температуры (80-85 градусов), другие же, напротив, советуют не обращать внимания на стрелку указателя температуры и ехать сразу - дескать, чего стоять на месте, если мотор и так нагреется? Причем в аргументах обеих сторон нередко звучат одинаковые фразы - «ресурс увеличивается, расход уменьшается», подразумевая, что в противном случае получится ровно наоборот.




Идея прогревать двигатель перед пуском столь же стара, как и сам ДВС. Общеизвестно, что ранее конструкция моторов была далека от совершенства и достижение приемлемых рабочих характеристик было возможно лишь при полном прогреве. Причин множество: низкокачественное масло загустевало на морозе и теряло смазывающие свойства уже при –10С, между «промороженными» деталям образовались увеличенные зазоры, что уменьшало давление смазки и, как следствие, мотор не развивал положенную мощность и потому реагировал на открытие дроссельной заслонки крайне неохотно. К тому же примитивный карбюратор при снижении температуры готовил далеко не оптимальную смесь, что отнюдь не улучшало приемистость двигателя. А еще в былые времена нередко происходили неприятные случаи заклинивания  холодного мотора на морозе при увеличении нагрузки - масло больше напоминало гуталин, и в результате трущиеся пары работали в режиме «масляного голодания», что и приводило к печальному итогу. Именно поэтому у старых водителей выработалась «зимняя» привычка: завел двигатель, вытащил «подсос» и занялся машиной – за 5-10 «лишних» минут можно проверить давление в шинах, долить жидкости в бачок омывателя, протереть стекла, проверить фары и перекурить, в конце-концов.
Прогрессивная система питания
(распределенный впрыск) обеспечивает уверенную
работу двигателя независимо от его температуры
Отечественные машины с карбюратором, даже относительно современные (типа Самары и ВАЗ 2110) также не очень приветствовали активную езду на холодном моторе: на попытку резвого старта со светофора «восьмерка» отвечала глубоким провалом и удручающе медленным набором оборотов, который иногда мог стоить помятого кузова. А если повезет и какой-нибудь «грузовик» пролетит в пару метрах, то приятного в этом «адреналиновом шоу» все равно немного.
Греть дизельный мотор на месте не имеет смысла,
поскольку без нагрузки он прогревается крайне неохотно
С другой стороны, в ряде стран прогрев двигателя запрещен законодательно и любители этого утреннего занятия наказываются по полной программе. Но это там, «у них»- у нас «экологический» момент имеет значение лишь по моральным соображениям. Впрочем, пользы от тарахтящего на повышенных оборотах мотора действительно немного - замерзшие деревья не в силах справится с тем потоком несгоревших частиц СО, которые в избытке выделяются из выхлопной трубы.
Во-вторых, ежедневные многократные прогревы мотора отнимают не только время (которое, как известно, деньги), но и саму наличность – несложно представить, сколько бензина израсходует за 10-15 минут молотящий на «подсосе» мотор, если даже на «инжекторе» моментальный расход при этом составляет около трех литров в час. А если по пару раз в день и так целую зиму? В итоге у некоторых автомобилистов в холодное время года расход топлива вырастает чуть ли не вдвое. Кроме того, при подобной манере эксплуатации регулярно «вылетают» свечи, а их замена или как минимум прочистка тоже отнимет и время, и деньги.
Прогрев мотора до рабочей температуры утомителен, если приходится мотаться по городу в режиме доктора, навещающего своих пациентов на дому. В таком случае мотор постоянно остывает, а нагревается весьма и весьма неохотно.

Немного теории                                                                 
У поршневой группы и  блока цилиндров разные теплопроводность и коэффициент теплового расширения. Поэтому у холодного двигателя зазор в паре «поршень-цилиндр» больше расчетного. При большой нагрузке на непрогретый двигатель возможно ударное повреждение деталей цилиндро-поршневой группы вследствие увеличенного зазора, что особенно актуально для «пожилых» моторов. Нужно также учитывать, что загустевшее масло не обеспечивает хорошую смазку ЦПГ и вдобавок смывается со стенок цилиндров переобогащенной рабочей смесью. Поэтому большие нагрузки на холодный мотор приводят к его резкому износу и даже аварийным повреждениями, вплоть до проворота вкладышей. Если попытаться «выжать» на холодном моторе максимальную мощность или раскрутить его до ограничинителя, возникает вполне реальный риск задира деталей кривошипно-шатунного механизма и цилиндро-поршневой группы.
Быстрая езда на непрогретом двигателе может привести и к залеганию колец. После запуска мотора в первую очередь прогревается днище поршня, а кольца, контактирующие с холодными цилиндрами, прогреваются медленнее. Из-за резкого перепада температур происходит разлагание масла в канавках поршня, а продукты распада "шлакируют" поверхности и "приклеивают" кольца в канавках. Это явление особенно актуально для некачественных минеральных масел с минимумом присадок и старых двигателей с неудовлетворительным состоянием ЦПГ, что приводит к интенсивному окислению масла продуктами сгорания.
Не любят больших нагрузок и высоких оборотов холодного двигателя и другие детали – к примеру, гидрокомпенсаторы клапанов. Из-за холодного масла в компенсаторах возникает зазор, проявляющийся в виде хорошо заметного стука. Резкий старт с места в этой ситуации чреват поломкой деталей компенсатора и его дальнейшим выходом из строя.
Поэтому в руководстве по эксплуатации большинства современных автомобилей четко указано: «При непрогретом двигателе следует избегать высоких оборотов и большой нагрузки на двигатель».

Холодный двигатель после запуска атмосферу отнюдь
не озонирует. Даже если он соответствует
самым жестким экологическим нормам
У многих современных автомобилей вообще
отсутствует указатель температуры ОЖ
Интересное решение - гаснущие по мере прогрев
двигателя красные секторы на тахометре. Они
"подсказывают", до каких оборотов можно
раскручивать непрогретый мотор
Так нужно ли прогревать мотор, если это отнимает драгоценное утром время и не менее ценные деньги? Истина, как говорится, лежит посередине: современные моторы позволяют начинать движение уже через минуту-полторы после запуска (в идеале, можно трогаться после достижения температуры ОЖ  +50С). Опытный водитель прекрасно слышит и чувствует, готов двигатель к поездке или не очень, не особо обращая внимания на «замерзшую» стрелку указателя температуры. При наличии в карбюраторе «умной» системы автоматической регулировки состава смеси в зависимости от температуры можно спокойно трогаться в путь, как только двигатель стабильно заработает и будет отзываться на  добавление «газа» не чиханием, а плавным увеличением оборотов. Как правило, у исправного мотора  это возможно почти сразу же после пуска - достаточно подождать минуту-полторы.  «Впрысковые» моторы в холодном состоянии работают почти так же, как и в прогретом, так что в предварительном прогреве они практически не нуждаются. Правда, многие моторы, напичканные современными технологиями (турбиной, непосредственным впрыском, изменяемыми фазами) при работе без нагрузки и на месте практически не прогреваются. Поэтому их прогрев до рабочей температуры на стоянке трудноосуществим и вообще не имеет смысла. Это же касается и дизелей, которые могут «молотить» на месте долго, но при этом слабо прогреваются.
Однако в любом случае при езде на холодном (полупрогретом) моторе нельзя резко открывать дроссельную заслонку - повышенные нагрузки крайне нежелательны, а максимальной мощности и желаемого ускорения мотор все равно не выдаст - что называется, на режим не вышел. Хотя равномерно ехать можно, и даже нужно!
Уместнее всего двигаться на пониженных передачах, не допуская слишком высоких или низких оборотов - и в том, и в другом случае нагрузка увеличивается, а это может негативно сказаться на долговечности двигателя. Впрочем, пока машина не прогрелась, туго включаются передачи, тяжело вращаются шестерни главной передачи и т.д. вплоть до замерзших амортизаторов - торопиться не стоит… Все равно ведь быстрее, чем тупо стоять на месте и ждать движения заветной стрелочки. К тому же под нагрузкой мотор прогревается гораздо охотнее, а еще свечи и масло проработают больше – при прогреве на месте холодный мотор выделяет больше картерных газов, которые «портят» масло, окисляя и разлагая его.
Если на холодном моторе "нажать на гашетку", это может закончится фатальными повреждениям шатунов, вкладышей и шеек коленвала
 Правда, при езде на «слегка теплом» моторе не стоит включать отопитель на максимальную скорость при открытой заслонке радиатора - в таком случае и мотор прогревается дольше, и  «печка» работает крайне неэффективно, к тому же отбирая тепло у замерзшего блока.
Иными словами, прогревать двигатель можно и нужно, но на протяжении 30-40 секунд, от силы минуты-другой, а ехать при этом нужно аккуратно, не допуская больших нагрузок на «остывшее сердце».
Впрочем, зима бывает разной: для кого-то «холодно» становится, когда температура понизится до –10С, а некоторые живут и даже ездят на машинах при –30С, хотя в теплолюбивой Европе за исключением северных стран уверены, что при подобных арктических температурах выживают только белые медведи и Санта-Клаус. Естественно, при падении температуры до –20С…-25С прогревать двигатель нужно как минимум до наступления в салоне околнулевой температуры - хотя бы потому, что ехать в промороженном до такой температуры железном ящике опасно для здоровья.


Что говорит инструкция?                                                  
Рекомендации производителей разных автомобилей заметно отличаются. К примеру, для ВАЗов независимо от типа системы питания «движение автомобиля рекомендуется начинать на прогретом двигателе. Если же у вас такой возможности нет и прогрев двигателя вы производите при движении автомобиля, то при низкой температуре окружающего воздуха и после длительной стоянки рекомендуется некоторое время двигаться на низших передачах с
Западные производители считают иначе. К примеру, компания BMW рекомендует владельцам автомобилей этой марки поступать следующим образом: «Не прогревайте двигатель на холостом ходу, а начинайте движение на умеренных оборотах». Volkswagen еще категоричнее: «Не следует прогревать двигатель до рабочей температуры на неподвижном автомобиле, начинайте движение, как только это позволят условия обзора через стёкла. Так двигатель прогревается быстрее и выбрасывает с отработавшими газами меньше вредных веществ».
Многие производители в русско- и украиноязычных версиях своих инструкций просто не акцентируют внимание на вопросе прогрева или непрогрева двигателя до начала движения. С учетом того, что на многих современных автомобиля вообще отсутствует указатель температуры ОЖ, а есть только сигнализатор перегрева двигателя, это и неудивительно.

И последнее. Чаще всего автомобилистов заботит максимальный ресурс мотора. Не нужно переживать: современные смазочные материалы и конструкции двигателей позволяют трогаться почти сразу без заметного уменьшения ресурса. Более того, регулярно запускавшиеся в трескучие морозы моторы способны проехать до первого «вскрытия» по 200-250 тыс. км, в то время как нерадивый хозяин может угробить мотор и при плюсовых температурах. Главное - избегать крайностей в эксплуатации машины, что избавит от проблем в любое время года.

Греть запрещено!                                                          
Во многих европейских странах (например, Германии) предусмотрен солидный штраф за прогрев двигателя возле дома, то есть стоянку с работающим мотором без движения. Объяснение единственное – экология. Непрогретый двигатель независимо от норм токсичности выбрасывает в атмосферу «букет» из СО и СН, а холодный катализатор еще практически не работает. К тому же ЭБУ для устойчивой работы холодного двигателя готовит богатую смесь, что также сказывается на экологии не лучшим образом.
Именно по этой причине прогрев мотора на месте в Европе чреват серьезными финансовыми потерями и дискуссии по этому поводу там вообще не ведутся.

Плюсы прогрева
  + Меньшая нагрузка для двигателя
  + Прогревается  салон

Минусы прогрева
  - Потеря времени
  - Перерасход топлива
  - Загрязнение атмосферы

Олег Полажинец
Фото автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий