Меню

среда, 2 ноября 2011 г.

Особенности езды в межсезонье: между летом и зимой

Наиболее благоприятным периодом для вождения автомобиля является лето. Длинный световой день, преимущественно сухая и ясная погода, отличная видимость – лучше не придумаешь. Зима же, напротив, является суровым испытанием как для автомобиля, так и проверкой на мастерство самого водителя.
Однако не менее опасным является и так называемое «межсезонье» - период перехода от лета к осени. Как правило, он начинается в середине осени и таит в себе немало опасностей.


Перепады и контрасты

Казалось бы, осень не слишком отличается от лета для водителя. Еще нет морозов, дорога не скользкая, световой день почти такой же по длительности… Поэтому многие водители ездят в межсезонье «по-летнему», не делая скидку на изменение погодных и дорожных условий.
Мосты и путепроводы нередко таят в себе опасность
в виде обледенелых участков, поэтому
разгоняться не стоит
Для межсезонья характерен резкий перепад суточных температур. Несмотря на то, что днем, особенно на солнце, температура может достигать летних показателей (18-25С), утром вполне возможны заморозки. Поэтому двигаться утром и вечером нужно гораздо осторожнее, особенно на открытых участках – мостах, путепроводах и эстакадах. Ведь на них нередко образуется лед даже при относительно высоких температурах – выше 0С.
Езда на "лысых" колесах осенью просто опасна
В межсезонье заметно сокращается световой день, поэтому езда после работы домой требует включения габаритных огней и ближнего света фар. Причем фары следует включать еще до наступления сумерек, помня о том, что осенью они длятся ощутимо меньше и темное время суток наступает гораздо быстрее.
Из-за перепадов суточных температур в осеннее время нередки туманы, особенно в низинах, в районе заболоченных мест и широких рек. Двигаться в туман нужно гораздо осторожнее и также с включенным ближним светом. Если на автомобиле предусмотрены противотуманные фонари, необходимо включить и их. Пользоваться же дальним светом в этих условиях категорически не рекомендуется – отражаясь от тумана, он лишь ослепляет водителя.
Во второй половине осени активно опадают листья с деревьев. В сочетании с влагой на дороге образуется скользкая пленка, из-за чего коэффициент сцепления колес с дорогой резко падает. Поэтому двигаться по участкам, покрытых опавшими листьями, нужно медленнее, избегая резких ускорений  и торможений.
При снижении среднесуточной температуры
до +7С и ниже можно смело переходить
на зимние шины, особенно если это
так называемые европейские фрикционные
Девяносто процентов информации, необходимой для безопасного движения, водитель получает с помощью зрения. Поэтому хорошая видимость и обзор – это залог безаварийной езды. Из-за того, что осень – это период затяжных дождей, ухудшается видимость и обзорность, запотевают стекла. Поэтому осенью следует активно пользоваться обогревами стекол и зеркал, а если предусмотрен кондиционер, то включать его для сушки воздуха в салоне. Залитая дождем дорога таит в себе еще одну опасность – в лужах нередко скрываются открытые канализационные люки, ямы и колдобины. Поэтому покрытые водой участки нужно проезжать на малой скорости, чтобы в случае попадания в яму избежать серьезных повреждений. Кроме того, из-за водяного клина между покрытием дороги и протектором шины  возможно авкапланирование – «всплытие» автомобиля с последующей потерей управления.
Изменение погодных условий требует коррекции скоростей и стиля езды – в межсезонье следует ездить медленее и избегать резких маневров, которые чреваты неожиданным заносом автомобиля.
Использование кондиционера осенью позволяет
избавиться от запотевания стекол
В осеннее время можно встретиться с таким неприятным явлением, как резкие перепады освещенности, а также постоянное ослепление фарами встречных автомобилей, особенно разрегулированных. Даже при легком ослеплении период адаптации длится около 10 с, и за это время автомобиль даже на разрешенных «городских» 60 км/ч пройдет почти 200 м. На этих «слепых» метрах могут находиться люди или неосвещенные объекты. Поэтому двигаться в подобных условиях нужно максимально медленно и осторожно, держа ногу на тормозе.
Верный способ избежать ослепления – не смотреть прямо на источник света и не зажигать в салоне ничего, даже зажигалку для прикуривания сигарет.


Исправность превыше всего
Межсезонье предъявляет к техническому состоянию автомобиля более высокие требования, чем лето. В первую очередь, это относится к состоянию аккумуляторной батареи. В жару двигатель легко запускается даже с помощью «подсевшего» АКБ, в то время как даже относительно небольшое похолодание со снижением температуры до 0…+5С может привести к невозможности запуска. Поэтому АКБ нуждается в плановой подзарядке накануне похолодания, а если конструкция позволяет – то и в проверке плотности электролита. Если же батарея прослужила более трех лет, нужно быть готовым к тому, что она может отказать в любой момент.
Незаряженный или просто старый аккумулятор
с наступлением холодов может подвести
в самый неподходящий момент
Важнейшее значение в обеспечении безопасности движения играет чистота стекол. Ведь именно чистые, незасаленные стекла обеспечивают хорошую видимость и обзорность. Нештатная тонировка – наоборот, только ухудшает её, что должны учитывать любители дополнительного «затмения». Однако независимо от степени тонирования стекол, их нужно регулярно чистить снаружи и изнутри, поскольку они покрываются слоем жира и грязи не только со стороны улицы, но и со стороны салона. В автомагазинах сейчас полно составов, эффективно очищающих поверхности стекла от загрязнений. Не будет лишним обработать стекла специальными составами «антидождь» (снаружи) и «антивлага» (изнутри) – это обелегчит работу «дворников» и предотвратит образование конденсата на внутренних поверхностях стекол.
Стеклоочистители лучше всего заменить новыми
Состояние щеток стеклоочистителей не менее важно. Старые, изношенные «дворники» не столько чистят, сколько размазывают грязь по стеклу, ухудшая обзор. Лучше всего менять «дворники» осенью, накануне «грязного» периода с массой осадков, слякотью и снегом. Тем более, что на большинство «бюджетных» автомобилей комлект стеклочистителей стоит примерно как 10 л топлива. При замене стеклоочистителей не помешает отрегулировать распылители омывателя лобового стекла – они должны брызгать точно на середину стекла, а не на крышу или вниз.
В осенний период приходится часто пользоваться обогревами заднего стекла и зеркал. По этой причине они должны быть полностью исправны еще до наступления межсезонья. Если же обогревы работоспособны, ими нужно постоянно пользоваться, не полагаясь только на работу «печки» или кондиционера. Впрочем, климатическая установка является неплохой альтернативной обогревам, поскольку способна эффективно и быстро избавить салон от влаги.
В связи со значительным сокращением светового дня имеет значение состояние рефлекторов фар и настройка светового пучка. Не секрет, что многие автомобилисты пренебрегают регулярной проверкой настройки фар на стенде, оценивая её правильность «на глазок». Еще хуже вариант, когда в неотрегулированных фарах с целью улучшениям освещенности дороги применяют нештатные газоразрядные лампы – так называемый ксенон. Такой ксенон не столько светит, сколько слепит встречных водителей, ухудшая условия разъезда. А ведь для безопасного движения в темное время суток достаточно всего лишь привести в порядок штатную оптику – установить новые лампы, при необходимости заменить фары и отрегулировать их на стенде. При этом многие забывают, что качество работы фар напрямую зависит от чистоты их рассеивателей (стекол). Световой поток фары ближнего света с грязным стеклом сокращается в два раза! По этой причине необходимо постоянно возить с собой губку и ПЭТ-бутылку с водой, ведь нередко для безопасности движения фары и стекла нужно протирать несколько раз за поездку.
Из-за резких перепадов температур давление даже в самых герметичных шинах может упасть на 0,2-0,3 бар. Это практически незаметно на глаз, но приводит к ухудшению наката и увеличению расхода топлива. По этой причине в межсезонье давление в шинах необходимо контролировать как минимум раз в две недели.
Состояние шин осенью гораздо важнее, чем летом. Многие в связи с финансовыми трудностями ездят на почти «лысых» шинах, докатывая до последнего. Однако езда с глубиной протектора менее 2 мм чревата потерей управления даже в довольно безобидной ситуации – например, при попадании одного колеса в глубокую лужу или колею от грузовиков, залитую водой. С точки зрения безопасности лучше на пару недель раньше перейти на зимние шины, чем ездить в межсезонье на изношенных летних «сликах».
В период затяжных осенних дождей целесообразно отказаться от ворсовых ковриков салона в пользу резиновых или комбинированных. Конечно, ворс выглядит уютнее, однако дорожная грязь быстро превратит его в нечто непрезентабельное, а проникшая под промокший коврик вода способна привести к намоканию шумоизоляционных матов днища и последующей его коррозии.

  День жестянщика    
Первый снег – коварный враг автомобилиста. Неслучайно день, когда осенью впервые  выпадает снег, в народе метко прозвали «Днем жестянщика». Привыкшие к хорошему  сцеплению колес с дорогой, многие водители не соблюдают достаточную дистанцию и двигаются по дороге с «летней» скоростью. В сочетании с летней резиной это приводит к печальным последствиям – резкому росту мелких аварий. Благоразумнее всего в этот день не пользоваться автомобилем вообще, а если же снег выпал в середине дня, лучше всего воспользоваться общественным транспортом. Лучше перетерпеть временные неудобства один раз, чем – несколько дней или недель, пока автомобиль будет на кузовном ремонте…
С точки зрения безопасности предпочтительнее, если автомобиль будет переобут в зимние шины еще до выпадения снега. Ведь снижение температуры до околонулевых отметок не позволяет безопасно ездить на летней резине, которая «дубеет» при снижении температуры ниже +7С. Не зря во многих европейских странах независимо от температуры воздуха с 15 октября обязательно использование зимних шин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий