Меню

среда, 12 октября 2011 г.

Автосервис: возможны варианты


Вскоре после покупки автомобиля выясняется, что его нужно не только мыть и заправлять, но и обслуживать. Времена самостоятельного ковыряния в «кишках железного коня» прошли, и подавляющее большинство автомобилистов предпочитают, чтобы «здоровьем» машины занимались специалисты.

Все автосервисы условно можно разделить на три категории -  «официалы», «неофициалы» и «гаражники». К первой относятся официальные СТО дилерских предприятий - представителей марки, вторая – это узко- или широкоспециализированные сервисы по ремонту и обслуживанию автомобилей одной или нескольких марок, а третья – обычные кустари, занимающиеся ремонтом в частном порядке.
В чем же отличие между этими видами сервиса и какому из них отдать предпочтение?

Официалы: дорого и сердито
Авторизованный сервис максимально приближен к требованиям изготовителя автомобиля. Это касается всего – условий работы персонала, приема машины, наличия сложного и дорогого диагностического оборудования, специнструмента и т. д.
Для проверки состояния автомобиля "официалы"
используют специальное диагностическое оборудование
Отличие от других сервисов заметно уже при приеме автомобиля. Во-первых, авто можно предварительно записать на обслуживание, позвонив приемщику. При приеме автомобиля его внимательно осмотрят, запишут пробег и наличие царапин, после чего наденут чехлы на руль и сиденье. На территорию сервиса машину загоняет мастер-приемщик, с ним же клиент в  дальнейшем общается по поводу ремонта авто и замены деталей.
Как правило, рабочая зона (сервисный цех) по площади значительно больше, чем у «неофициалов». Это не прихоть владельца автосалона, а требование импортера и, соответственно, производителя автомобиля.
Клиент ожидает машину в зоне отдыха – комнате, оборудованной диваном и телевизором. Как правило, на территории автосалона есть и кафе, причем часто его стена изготовлена из стекла, через которое  видно машину. Если стекла нет, за автомобилем можно наблюдать с помощью видеокамер, установленных над каждым постом. Скрасить минуты ожидания позволяет и бесплатный вай-фай,  работающий в кафе и комнате отдыха большинства официальных СТО.
Чехлы на руль, сиденье и крылья - отличительная особенность "официального" сервиса
Персонал такого сервиса проходит регулярное обучение на материально-технической базе импортера. Это дает ему возможность быть в курсе последних достижений и обслуживать не только старые модели, но и новинки бренда.
Успешный исход ремонта зависит от оборудования и инструмента, которым располагает СТО. Как правило, у «официалов» есть практически все необходимое оборудование, включая узкоспециализированные съемники. Поэтому подшипники в ступицы заколачивать молотком здесь не станут.
Собственный склад оригинальных запчастей официального
СТО позволяет ускорить процесс ремонта.
У остальных запчасти придется еще поискать,
а гарантию на них не предоставит никто
Современные иномарки изобилуют  различной электроникой. Обычно для «мозгов» машины необходимо специальное диагностическое оборудование – к примеру, компьютером для VW вряд ли получится «починить» BMW и наоборот. Цена такого оборудования несаленькая, однако «официалы» с его стоимостью не считаются по простой причине – иначе сервис не пройдет ежегодную аттестацию.
Большой плюс официального сервиса - наличие склада оригинальных запасных частей. Это значительно упрощает процедуру ремонта – если в ходе обслуживания обнаружено, что какая-то деталь требует замены, то ее чаще всего можно взять на складе и сразу установить. Даже если детали нет, ее можно тут же заказать. Если она есть в наличии на центральном складе, срок доставки будет небольшим. Важно, что на установленные в ходе ремонта запчасти распространяется заводская гарантия, и в случае выхода из строя в течение гарантийного срока их без вопросов поменяют.
Приятно, что при плановом ТО у «официалов» практикуют не только банальную замену масла и фильтров, но и дополнительные, однако полезные операции вроде смазки замков и петель, а также проверки давления в шинах. Через некоторое время после обслуживания персонал сервиса обязательно поинтересуется у клиента, доволен ли он сервисом. В случае рекламации руководство СТО будет разбираться в причинах недовольства клиента и примет меры для снятия негатива. Такой ход позволяет удержать клиента и в случае не самого удачного исхода ремонта. К тому же подобные телефонные опросы регулярно проводит и сам импортер – представитель бренда в Украине.
Однако и на солнце есть пятна. Главная причина, по которой многие автомобилисты отказывают от «официалов» после истечения гарантии, – дороговизна. Нормо-часы сервиса у официального дилерского предприятия существенно дороже, чем у «неофициалов» - как правило, в полтора-два раза, к тому же цены на некоторые детали просто «космические». Поэтому многие отдают предпочтение более доступному «неоригиналу», при этом зачастую ничего не теряя.
«Официалы» любят устранять неисправность путем «агрегатной замены». Это значит, что если что-то стучит в подвеске, то могут заменить и вполне исправные, но «подозрительные» ее детали – разумеется, за счет клиента. В итоге устранение проблемы может вылететь в копеечку, хотя для реального устранения стука достаточно было бы обойтись заменой гораздо меньшего количества деталей.
Многие официальные сервисы вводят специальные программы лояльности для владельцев негарантийных автомобилей, предлагая им скидки на определенные виды работ и деталей. Однако все равно обслуживание неновой машины у «официалов» - удовольствие не из дешевых, особенно если у авто большой пробег. Ведь «официалы» не будут пробовать «воскресить» деталь, нуждающуюся в замене по предписанию производителя, несмотря на то, что многие узлы вполне ремонтопригодны.


Плюсы: высокое качество обслуживания, наличие специнструмента, оригинальные детали и технологии ремонта.
Минусы: высокая стоимость обслуживания и ремонта, неэкономичный подход.

«Неофициалы»: проще и дешевле
Неофициальный сервис выглядит не так пафосно. Здание, как правило, меньшей площади,  в ремзоне нет стерильной чистоты. Подчеркнутый официоз в общении, характерный для дилерского предприятия, здесь также не наблюдается, хотя персонал, как правило, ведет себя вежливо.
"Неофициальный" инструментарий немного
уступает "официальному", хотя возможны
и приятные исключения
Существуют два вида «неофициалов» - специализирующиеся на конкретном бренде (или группе марок) и мультибрендовые, которые готовы обслужить практически любой заехавший к ним автомобиль.
В первом случае сервис зачастую бывает оснащен не хуже «официалов», ведь  купить необходимое оборудование для обслуживания одной конкретной марки могут позволить себе многие владельцы СТО. Как правило, и сотрудники сервиса хорошо знакомы со спецификой марки и особенностями ремонта той или иной модели. Причем на таком сервисе смогут отремонтировать и довольно старый автомобиль, в то время как «официалы» часто ориентируются на машины не старше десяти лет, и настройка сложного карбюратора на каком-нибудь 25-летнем «Мерседесе» может стать для них серьезной проблемой.
У «неофициалов» более демократичный подход и к выбору запчастей. По желанию клиента могут установить и оригинал – благо у каждого уважающего себя сервиса есть «выходы» на поставщиков любых деталей, в том числе и заводских.
Сервисный цех неофициального СТО
выглядит менее пафосно, но в большинстве
случаев он вполне опрятен
Однако «неофициалы» редко практикуют необязательные операции вроде смазки тех же замков или проверки фар. Как правило, они ремонтируют то, что просит клиент, и в пределах его бюджета. При этом рекомендации по замене узлов и агрегатов носят необязательный характер и зависят скорее от личности механика или приемщика, в то время как у «официалов» за этим строго следят не только «внутри» СТО, но и «снаружи» - при помощи так называемых тайных покупателей и специальных проверок.
Обращение на неофициальный сервис обходится дешевле – обычно нормо-час стоит меньше в полтора-два раза, а владелец платит за то время, которое реально было потрачено на его автомобиль, а не за эфемерные нормо-часы, предписанные заводом- изготовителем для данной операции. Поэтому замена масла и фильтров у «неофициалов» может стоить заметно дешевле, причем многие сервисы даже практикуют бесплатную замену в случае приобретения у них масла.
Шиномонтаж могут качественно сделать как "официалы",
так и "неофициалы". А вот "гаражникам"
такая процедура не по силам
Однако многие современные автомобили оказываются «неофициалам» не по зубам. Прежде всего это касается диагностики электрооборудования – без наличия фирменного диагностического компьютера не сделаешь ничего, а универсальный сканер может оказаться бессилен.
Плохо и то, что «неофициалы» в ходе ремонта могут пропустить какие-то важные операции – например, заменить ремень ГРМ, но не заменить ролики, как это предписывает заводская технология.
Качественный «неофициальный» сервис является оптимальным выбором для владельца ненового авто, который по финансовым соображениям не может позволить себе официальное обслуживание, но хочет поддерживать машину в исправности. Однако лучше отдавать предпочтение сервису, специализирующемуся на конкретной марке, поскольку «мультибрендовые» зачастую могут наломать дров. Конечно, чем автомобиль проще технически, тем требования к качеству сервиса и квалификации механиков ниже. Однако даже у самого непритязательного «Логана» есть свои особенности ремонта, которые нужно учитывать. Поэтому желательно, чтобы мастер, выполняющий работу, видел такую машину на своем подъемнике не впервые в жизни.

Плюсы: более низкая стоимость ремонта по сравнению с «официалами», плата не за нормо-часы, а за выполненную работу, возможность ремонта старого автомобиля.
Минусы: уровень сервиса часто уступает «оригинальному», возможны отклонения от заводской технологии ремонта.

«Гаражники»: Петровичи и дяди Васи
Самый демократичный вариант обслуживания – «гаражники». По сути, это обычный механик-самоучка, занимающийся ремонтом в частном порядке. В качестве «материальной базы» используются собственный гараж, бокс в гаражном кооперативе и даже сарай во дворе собственного дома.
"Гаражники" обычно работают в банальных боксах
гаражного кооператива или собственных гаражах
В отличие от официальных и неофициальных сервисов, «гаражники» не имеют собственных запасных частей и работают с деталями, которые принесет клиент. Если запчасть некондиционная, они могут это и не заметить. А в случае чего виноват будет  только клиент, но никак не мастер. У некоторых «гаражников» есть знакомые продавцы в ближайших автомагазинах. Однако это совсемачит, что они могут гарантировать качество детали, приобретенной по их «наводке».
«Гаражники» могут согласиться отремонтировать машину марки или модели, хотя многие из них благоразумно ограничиваются отечественными автомобилями или старыми иномарками. Авто, оснащенные «навороченной» электроникой, «автоматом» и прочими сложными агрегатами, они берут в ремонт  редко, поскольку представляют себе последствия неквалифицированного вмешательства.
Вместо подъемника в гаражных условиях
машину вывешивают подручными средствами
Обстановка лишена какого-либо официоза – зачастую в гараже грязно. Большинство операций гаражные «дяди Васи» выполняют, что называется, «по наитию», не читая руководства по ремонту и не вникая в нюансы конкретной марки или модели. Такой подход чреват осложнениями, поскольку «гаражники» могут наломать дров, особенно если для ремонта или обслуживания требуется специнструмент. Как правило, «инструментарий» гаражных мастеров скромен, выражается он в скромных наборах головок и нескольких изношенных рожковых ключах. Вряд ли можно рассчитывать на наличие дорогих съемников и соблюдение заводской технологии, так как в кустарных условиях это просто невозможно. Да и уровень технической культуры гаражных механиков оставляет желать лучшего – часто они заблуждаются в устройстве автомобиля, основываясь на мифах и досужих рассуждениях вместо того, чтобы изучить вопрос предметно. Хромает также теоретическая подготовка – мало кто из кулибиных опускается до чтения «мануалов». Плохо и то, что осложнения, связанные с ремонтом, чаще всего списывают на что угодно – плохое качество запчастей, автомобиля, только не на свои кривые руки.
Впрочем, если машина технически проста (например, обычные «Жигули»), а мастер не страдает хроническим алкоголизмом и имеет опыт общения с этой моделью, то гаражное обслуживание имеет право на жизнь. Тем более что расценки у «гаражников» самые низкие, а ценообразование зачастую адаптируют к возможностям конкретного клиента, понимая его невысокую платежеспособность. Вот только качество ремонта и обслуживания при этом может страдать. Поэтому обслуживаться у «гаражников» можно только при условии положительного опыта или по рекомендации знакомых. Но и это не дает арантии в успешном исходе ремонта. Необходимо тщательно взвешивать все «за» и «против» в каждом конкретном случае.

Плюсы: самые низкие цены, гибкая ценовая политика.
Минусы: низкая квалификация, отсутствие специнструмента, несоблюдение заводских технологий, отсутствие гарантии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий