Меню

среда, 10 августа 2011 г.

Методология покупки: доверяй, но… не очень!


Как говорят в народе, бывают два странных человека - один продаёт машину и другой, который её покупает…



И если с покупкой нового автомобиля все более-менее однозначно, то приобретение «бывшего в употреблении» автомобиля - довольно рискованная авантюра, требующая серьезного подхода и трезвых мыслей. Так что же все-таки нужно знать при покупке подержанного автомобиля?
Во-первых, следует помнить, что пока автомобиль не ваш, все его поломки и неисправности - это проблемы владельца и ваш шанс понизить цену, указав на недостатки автомобиля. Но как только вы купите машину, все проблемы стали вашими (в прямом смысле) и платить за их устранение будете именно вы. Такая вот социальная несправедливость в её самом ярком проявлении.
Во-вторых, как только вы определились с маркой, возрастом и типом автомобиля, никогда не покупайте машину наобум, с первого захода. Помните, что предложение машин на рынке меняется, и если через неделю вы обнаружите более дешевую машину, да еще с «наворотами» и в лучшем состоянии, то рассуждения про «закон подлости» будут слабым утешением. Тщательный анализ предложений автомобилей данной модели на рынке, изучение специальной периодической литературы и сайтов поможет лучше ориентироваться в верхних и нижних пределах цен, а также в том, «что такое хорошо, и что такое много». 

Назвался груздем - полезай под кузов!
Разумеется, начинать осмотр автомобиля нужно с кузова. Если когда-то кузов представлял собой лишь исключительно функциональный элемент, защищающий от непогоды водителя и пассажиров, то современные кузова несут и определённую эстетическую нагрузку, а  также вес спойлеров, накладок и т.д.
Два комплекта ключей и два брелка
сигнализации - большой плюс.
Этот вопрос нужно обязательно уточнять
еще до расчета
Небольшие царапины или потертости неопасны,
но требуют скидки на размер их устранения
Автомобиль должен быть комплектным,
то есть иметь "запаску", домкрат
и балонный ключ
 Главный и почти сакраментальный по сути вопрос - «родная» краска или нет. Это значит, что нужно сразу определить, побывал этот автомобиль в окрасочной камере после выхода с завода или же лакокрасочное покрытие является заводским. Этот вопрос очень важен по нескольким причинам. Во-первых, никто не станет перекрашивать машину просто так, от нечего делать. Обычно ремонту лакокрасочного покрытия предшествуют какие-то яркие, но отнюдь не светлые события - скажем, крупная авария или широкомасштабная коррозия.
Сам по себе перекрашенный кузов - отнюдь не повод отказываться от покупки, если даному автомобилю не менее 10 лет. В таком возрасте первозданную окраску сохраняют лишь редкие образцы, которые стоят немалых денег. У большинства же долгая и нелегкая служба отражалась на кузове в виде многочисленных травм, ушибов и ссадин, что привело к перекраске. Но если вы присматриваетесь к довольно молодым автомобилям в возрасте от 3 до 5 лет и видите следы активного «малярства», то это явные и вопиющие следы аварии. Покупать такую машину или нет, решает каждый, но нужно помнить, что «кривой» кузов поддается только замене, а вылезающие после каждого дождя «язвочки» будут стоить как минимум $100, если устранять их так, как этого требует технология. Даже если вы положительно относитесь к «неродному» лакокрасочному покрытию, это отличный повод сбить цену - во всяком случае, риск должен оправдываться и компенсироваться.
Если кузов серьезно «варили-подваривали», он был либо серьезно поврежден в аварии, либо, что называется, прогнил насквозь. Причем двери, капот и багажник должны открываться легко и так же однозначно закрываться - если что-то где-то «не захлопывается», то это не из-за неотрегулированных  замков, как искренне «разводит» владелец, а из-за необратимой деформации кузова.

Двигатель требует осмотра… или ремонта?
Нужно помнить, что двигатель среднестатистического автомобиля может быть грязным, пыльным и непривлекательным - это, конечно, некрасиво, но жить (и ездить) можно. Наоборот, подозрительно «вылизанный» двигатель (явно к продаже готовились!) должен настораживать - если владелец уже решил избавиться от машины, то к чему такие самаритянские поступки? Наверняка мойка двигателя объясняется негерметичностью сальников и соединений.  Если же вы видите свежие и многочисленные подтеки из-под различных соединений (между головкой и блоком, из-под распределителя и т.д.) и масло, что называется, сочится везде, то от покупки такой машины лучше воздержаться. Возможно, двигатель еще «неубитый», просто система вентиляции засорилась или что-то в этом роде, но…  если все-таки он находится «между жизнью и смертью», то лучше не брать на себя обязательства по «похоронам» или дорогостоящем ремонте.
Хороший прогретый двигатель просто обязан завестись, что называется, с «пол-пинка». Если же владелец вынужден подолгу гонять «движок» стартером, безуспешно пытаясь «оживить» эту чудо-машину, то системы питания и зажигания находятся в плачевном состоянии.
Двигатель должен работать ровно и тихо, издавая «свой» звук, характерный для двигателей данной модели. Разумеется, Вы должны знать этот звук и понимать, что бесшумно работают только некоторые автомобили представительского класса. Разумеется, рядовые Жигули или Самара в этом отношении хуже: у первых довольно ощутимо шелестит цепь ГРМ, а Самары же иногда стучат «стаканчиками» клапанов - не совсем хорошо, но допустимо. Кстати, совершенно бесшумная работа двигателя должна настораживать, так как даже отрегулированные клапана хорошо улавливаются опытным ухом, а вот если горе-мастер их «зажал» в погоне за тихой работой двигателя, то ничего хорошего в такой «матросской тишине» нет, поскольку при неправильных клапанных зазорах падает мощность и увеличивается вероятность прогара клапанов.
Двигатель может быть пыльным и грязным,
но следы масла должны насторожить, как и подозрительно
чистое подкапотное пространство
Впрочем, если вы слышите явные тяжелые звуки, то от такой машины лучше отказаться, поскольку каждый «лишний» стук в двигателе - признак серьезной неисправности либо значительного износа.
Попросите владельца увеличить обороты несколько раз подряд, то есть «погазовать». Исправный двигатель должен подхватывать моментально, без провалов и «чахоточных протестов», а при наборе и сбросе оборотов не должны возникать какие-то посторонние звуки. Если двигатель ровно и уверенно набирает обороты и не глохнет при резком сбросе «газа», что бывает при неисправной системе холостого хода, то можно перейти к задней части машины и остановиться возле глушителя.
Хуже всего, когда при «прогазовках» из выхлопной трубы показывается сизый дым, характерный для работающих двухтактных двигателей. Это вовсе не значит, что под капотом стоит мотоциклетный «двухтактник»- просто из-за изношенных трущихся пар и/или маслоотражательных сальников клапанов масло проникает в камеру сгорания.

Ходовая ходуном ходит
"Лысые" или просто не по сезону шины
потребуют существенных затрат. Гнутые диски -
тоже, но они еще и указывают на
неаккуратную эксплуатацию автомобиля
От исправности деталей подвески зависит не только износ шин и накат, но и ваша безопасность, так как «гуляющая» по дороге машина часто оказывается в придорожном овраге.
Естественно,  при осмотре автомобиля на стоянке вы не сможете полностью оценить состояние деталей подвески, но кое-что  можно заметить даже в статике.
На деталях подвески - пружинах, рулевых тягах и амортизаторных стойках не должно быть потеков масла, так как это свидетельствует о «сдохших» амортизаторах.
"Порванные" подкрылки - свидетельство
небрежной эксплуатации и (весьма вероятно!) аварии
Отдельно о колесах. Необходимо обратить внимание на тип дисков: соответствуют ли они данному автомобилю, одинаковые на всех колесах или нет, штампованные или легкосплавные и т.д. Что касается шин, то они должны быть соответствующего размера, обязательно одинаковые на одной оси (желательно, конечно, чтобы весь комплект шин был одной марки, модели и размерности) и соответствовали сезону, так как зимние шины в конце июля заставят потратиться на комплект шин сразу после покупки, а это довольно дорого. Если протектор изношен неравномерно, то это свидетельствует не столько о неправильных углах установки колес, сколько об изношенных деталях подвески, из-за которых «развал-схождение» нельзя отрегулировать, а также о «кривом» кузове, когда после сильной аварии силовые элементы были деформированы и теперь каждая пара колес прокладывает свою колею…

Стоп, машина!
Следует внимательно осмотреть тормозные шланги
и стойки амортизаторов. Потеки или следы
жидкости недопустимы!
Значение тормозной системы трудно переоценить, особенно, когда придется быстро снижать скорость. Естественно, на машине лучше ездить плавно и избегать резких торможений, но иногда, по независящим от нас причинам, возникает необходимость остановиться быстро. Если тормоза подведут, то останавливаться придется  при помощи чужого автомобиля, трамвая, поезда…
Первым делом нужно оценить уровень тормозной жидкости в бачке, а также её цвет. Если жидкость темная, то, вероятно, её давно не меняли, а это отнюдь не улучшает тормозной потенциал автомобиля. Разумеется, потеки «тормозухи» на узлах тормозной системы недопустимы, так как это свидетельствует о её негерметичности. Посмотрите на корпус вакуумного усилителя, тормозные цилиндры и убедитесь в отсутствии потеков!
Теперь пришло время самому сесть за руль. Убедившись, что машина стоит на «нейтралке», нажмите на педаль тормоза. Поскольку подавляющее большинство автомобилей оборудовано о вакуумным усилителем,  педаль должна быть твердой и упругой. Теперь выжмите сцепление левой ногой и одновременно запустите двигатель (сцепление выключается для того, чтобы снизить нагрузку на аккумулятор при пуске): если усилитель исправен, то после того, как двигатель заработал, педаль тормоза обязательно «уйдет» вперед и в крайнем положении замрет, больше не проваливаясь ни на миллиметр.

Фарш и его вкус
Состояние интерьера имеет очень большое значение, поскольку именно внутри, а не снаружи машины вы будете пребывать большую часть времени. Что из того, что двигатель хорошо тянет, если грязная, потёртая обивка, засаленные сиденья и прокуренный потолок с дыркой от  какой-то зверушки испортят настроение не только вам, но и пассажирам. Правда, некоторые водители относятся к чистоте и состоянию салона довольно равнодушно, но в любом случае салон должен быть идеальным - зачем за свои деньги покупать чей-то рассадник грязи?
Оказавшись в салоне, оцените запах: к примеру, какой-то тяжелый, удушливый смрад часто свидетельствует о гниющих термошумоизоляционных ковриках, под которыми из-за этого процветает коррозия. Правда, хитрый владелец может напичкать салон ароматизаторами… 
Теперь обратите внимание на сиденья: тип и состояние обивки (велюр, кожа, ткань), наличие чехлов, подголовников и т.д.
Если же сиденья скрыты чехлами, желательно хотя бы частично снять чехол на водительском сиденье, а также на подушке заднего - часто под чехлами можно обнаружить прожженую либо порванную обивку, что несмертельно, но должно учитываться при торге.
Кстати, о ручках и прочих, казалось бы, мелочах.  Все должно работать, включаться и открываться. Естественно, вы должны проверить стеклоподъемники всех дверей, дверные замки, работу так называемого центрального замка (если таковой имеется) и т.д.
Когда-то все регулировки были ручными (механическими), теперь же на многих машинах эту работу покорно проделывают многочисленные электромоторчики, неутомимо поднимающие и опускающие стекла, закрывающие дверные замки и т.д. Естественно, на дорогих машинах встречаются и электроприводы регулировки положения руля, люка, шторок и т.д., вплоть до сидений и подголовников. Кроме того, кожаная обивка сидений, кондиционер или двухзональный климат-контроль, отделка приборной панели и дверной обивки шпоном (либо его имитацией), деревянный либо обшитый кожей обод руля и т.д.
Насколько  все это нужно? В принципе, каждый решает сам для себя, поскольку на цену подержанных автомобилей, как это ни парадоксально, наличие либо отсутствие «наворотов» особо не влияет, т.е. зачастую на рынке за одни и те же деньги продаются как «нафаршированные», так и «голые» машины. Если рассуждать рационально, то большое значение имеет центральная блокировка замков (очень удобная вещь, не надо изображать резинового человека с трехметровыми руками!) и электропривод боковых зеркал и передних стеклоподъемников. Все остальное, включая электрифицированные подстаканники, уже выглядит излишеством, особенно, если мы говорим про относительно доступный автомобиль, а не автомобиль представительского класса. Многие автомобилисты, особенно старшего поколения, вообще не любят такие «понты», поскольку они не только увеличивают цену, но и усложняют конструкцию, а если вся эта «крутизна» сломается, то…

На ходу и в движении

Для того, чтобы ориентироваться в вилке цен
и комплектаций интересующего автомобиля, лучше всего
изучить тематические сайты
Итак, после весьма детального осмотра интересной вам машины пришло время оценить её в движении - ведь автомобиль приобретается именно для того, чтобы ездить, а не любоваться этой красотой в гараже(хотя и это тоже).
Так вот, желательно, чтобы ваша пробная поездка проходила  на довольно пустынной дороге, где Вы сможете испытать машину в разных скоростных режимах.
Желательно, чтобы во время пробной поездки вы проехали по небольшим дорожным неровностям и убедились, что амортизаторы исправно гасят колебания кузова и не передают на кузов слишком сильные удары (впрочем, нестандартная подвеска может «пробивать» даже в исправном состоянии). Кстати, салон не должен наполняться противным дребезжащим звуком плохо закрепленной обивки, хотя для некоторых отечественных автомобилей (к примеру, та же Самара) такие неисправности давно стали «фамильными».

Комментариев нет:

Отправить комментарий