Меню

пятница, 29 июля 2011 г.

ОСТАНОВИТЬ во что бы то ни стало


Многие автомобилисты не задумываются о том, насколько важной является тормозная система автомобиля. Однако от ее работоспособности и надежности зачастую зависит не просто безопасность, но и жизнь водителя, пассажиров и окружающих.
Обычно к тормозам до определенного момента претензий нет, но потом машина начинает хуже замедляться, педаль тормоза беспомощно проваливается, жидкость куда-то уходит… От чего же зависят надежность и долговечность тормозной системы?

Тормозная жидкость
При торможении автомобиля весом в 1 тонну со скорости 160 км/ч выделяется такое  количество тепловой энергии, которое способно расплавить килограммовую чугунную болванку.  При этом в спокойном режиме детали тормозной системы нагреваются до 60–70 градусов, в городском цикле – до 80–90 градусов, а в тяжелых условиях (например, при торможении на горном спуске) – вплоть до 150–160 градусов.
Это значит, что тормозная жидкость должна сохранять свои характеристики даже при нагреве до 150 и более градусов. Ведь если она закипит, тормоза просто выйдут из строя.
Потемнение жидкости в бачке главного тормозного
цилиндра обычно свидетельствует о том, что её нужно менять.
Наличие осадков в бачке недопустимо
Нужно учитывать, что гликолевые соединения, которые являются основой тормозной жидкости, гигроскопичны. Они активно поглощают влагу из воздуха, что резко снижает температуру кипения. Уже при содержании 3,5% влаги температура кипения тормозной жидкости падает до уровня минимально допустимых 150–160 градусов, даже если начальная температура кипения составляла 260 градусов.
Это значит, что через два (в отдельных случаях – через три) года после начала эксплуатации тормозную жидкость нужно заменить. Кроме того, «тормозуху» нужно хранить в герметичной таре, а при любых изменениях оттенка в бачке лучше залить новую жидкость.

Конструктивные особенности
У большинства российских (и просто недорогих) автомобилей впереди стоят дисковые тормоза, сзади – барабанные. Такая схема, при всей ее простоте, обладает существенными недостатками, но менять что-либо в домашних условиях не стоит, так как это запрещено Правилами и просто незаконно. Правда, при тюнинге «Самар» и «десяток» частенько  полностью меняют тормоза (самый интересный вариант – передние дисковые от «Оки» в роли задних!), но нужно хорошо подумать, прежде чем изменять конструкцию узлов, непосредственно влияющих на безопасность, пусть даже  ради большей стабильности работы системы (в теории). У современных иномарок впереди, как правило, установлены вентилируемые дисковые тормоза, а сзади – дисковые, вследствие чего у стояночной системы свои тормозные механизмы, расположенные внутри основного тормозного диска.
Для повышения безопасности у большинства современных автомобилей предусмотрена антиблокировочная система, которая предотвращает блокировку колес при торможении на скользком покрытии. За распределение тормозных сил по осям также отвечает не механический регулятор давления, а электронный, интегрированный в блок АБС.

Качество изготовления
Качественные тормозные диски способны прослужить 100– 120 тыс. км, но иногда даже после незначительного пробега обнаруживаются серьезные дефекты – чрезмерный износ дисков, их осевое и радиальное биение, и только в редких случаях тормоза новой отечественной машины работают без проблем.
Установка некачественных
тормозных колодок способна
привести к снижению
эффективности работы
тормозов и быстрому
износу дисков
Увы, большинство деталей, предлагаемых на рынке, – та же «некондиция», но еще большая. Даже тольяттинские детали, пользующиеся наибольшим доверием покупателей, нередко преподносят неприятные сюрпризы. К примеру, только каждый четвертый-пятый диск будет действительно качественным, да и тормозные цилиндры часто укомплектованы «левыми» манжетами.
Нередко через три-пять лет эксплуатации владелец замечает, что машина стала хуже разгоняться, возрос расход топлива, значительно уменьшился выбег (накат). Как правило, в этом виноваты передние тормозные цилиндры, поршни которых начали подклинивать в суппортах (из-за износа покрытия и коррозии). Но при известном опыте и слесарных навыках можно устранить этот неприятный дефект путем разборки цилиндров и шлифовки рабочих поверхностей. Как показывает практика, такие цилиндры работают ничуть не хуже новых, а может, и лучше, учитывая качество нынешних деталей!
При выборе новых тормозных дисков лучше отдавать
предпочтение пусть и более дорогим,
но заведомо качественным изделиям
С опаской нужно относиться ко многим деталям иностранного производства для стареньких иномарок. Многие владельцы таких автомобилей в стремлении сэкономить приобретают доступные изделия неизвестных фирм – как правило, азиатских.
Подобная экономия чревата износом остальных узлов тормозной системы и ухудшением ее работы. К примеру, некачественные колодки могут довольно быстро вывести из строя даже фирменные диски.
Качество изготовления деталей автомобилей иностранного производства заметно выше, чем отечественных. Однако чудес не бывает – если автомобилю лет 10–12 или он проехал свыше ста тысяч километров, многие детали тормозной системы требуют замены. В первую очередь – тормозные диски и колодки. И, разумеется, шланги.

Уход и аккуратность
Главное правило эксплуатации тормозной системы – уход и аккуратность. Тормозную жидкость надо обязательно менять, а также контролировать состояние тормозных колодок, шлангов, дисков при каждом удобном случае (замена колеса, антикоробработка, осмотр подвески и т. д.). Нельзя закрывать глаза (вернее, уши), если тормоза начали неприятно скрипеть и скрежетать – себе дороже выйдет! Современный автомобиль должен замедляться бесшумно и уверенно. Кроме того, при износе тормозных колодок поршни сильно выходят из тормозных цилиндров, что может привести к их перекосу и подклиниванию колодок.
При замене сильно изношенных тормозных
колодок иногда приходится сжимать поршни
тормозного суппорта подходящим инструментом
Усилие на тормозной педали должно быть стабильным и одинаковым. Если через какое-то время педаль стала «мягкой» либо, наоборот, «встала колом», нужно как минимум прокачать тормоза.
Бывает, что тормоза полностью отказывают из-за лопнувшего тормозного шланга. Чтобы избежать неприятностей с фатальными последствиями,  достаточно всего лишь менять шланги раз в пять лет – старые, даже вполне работоспособные внешне, наверняка имеют множество усталостных микротрещин. Разумеется, полную ревизию тормозной системы с заменой шлангов, колодок и даже дисков желательно проводить сразу же после покупки подержанной машины – не факт, что предыдущий владелец уделял должное внимание тормозам. А тормозную жидкость следует поменять в любом случае, даже если речь идет о почти новой машине с пробегом 30–50 тыс. км.
Лопнувший тормозной шланг приводит к почти
полному отказу тормозов - по крайней мере,
контура, в котором он установлен
При замене тормозной жидкости необходимо прокачивать систему, чтобы удалить из нее воздух. Двухконтурную систему тормозов на большинстве автомобилей прокачивают по диагонали («заднее правое – левое переднее» и «заднее левое – правое переднее»), поскольку так соединены контуры. Для прокачки потребуется помощник и бутылочка с прозрачным шлангом, опущенным в тормозную жидкость. После того как помощник сделает 4-5 энергичных нажатий на тормозную педаль, необходимо открыть штуцер прокачки и «выпустить» воздух и немного жидкости. Прокачку прекращают, когда из системы выходит только жидкость, а педаль обрела обычную «жесткость».
При хорошем качестве деталей тормозной системы наибольшее влияние на ее долговечность оказывают стиль езды и степень использования тормозов. Опытный водитель старается как можно реже прибегать к помощи тормозной системы, активно пользуясь накатом, предугадывая дорожные ситуации и тормозя двигателем. Неопытный водитель, напротив, чрезмерно часто давит на педаль, что приводит к повышенному износу тормозов и дерганой езде. У таких водителей детали изнашиваются прямо на глазах, и в этом они винят кого угодно – производителя, дороги, погоду, но только не себя.
Форма колесных дисков
на спортивных автомобилях
обеспечивает хороший теплоотвод
от тормозных дисков
Нужно также помнить, что хорошо разогретые тормоза теряют эффективность и тормозной путь неизбежно увеличивается (так называемый фэдинг). Конструкторы борются с этим разными способами: применяют многопоршневые механизмы, большой диаметр дисков, нетрадиционные материалы… Повышенные требования к этому узлу  предъявляются и летом, когда высокая температура воздуха дополнительно разогревает и без того раскаленные тормоза. Особенно опасна такая ситуация в большом городе, где водитель вынужден часто замедлять ход, а тормоза просто не успевают охладиться и потому работают все хуже и хуже… В этом случае нужно снижать скорость и ехать так, чтобы она совпадала с интенсивностью движения потока – тогда при некотором опыте и умении тормозить мотором можно использовать тормоза по минимуму.
То же можно сказать и о движении  в горах – при грамотном выборе передачи главным «замедлителем» станет двигатель, а обычными тормозами можно только «помогать» ему, изредка корректируя ими скорость движения. Замедляться с помощью мотора в горах нужно не только жарким летом, но и зимой – только так можно уберечься от блокировки колес и потери контроля над машиной, что почти неизбежно при спуске накатом.
Отдельного внимания заслуживает стояночный тормоз (ручник). Желательно хотя бы изредка «передергивать» рычаг, дабы трос не заржавел. Ну и, конечно, ручник требует регулировки, чтобы надежная остановка машина достигалась при вытянутом на три-четыре щелчка рычаге, а не до упора.
Разумеется, разброс тормозных сил по сторонам и осям должен соответствовать норме. Кстати, при «лифтинге» задней части автомобиля посредством проставок нужно регулировать и так называемый колдун (регулятор тормозных усилий), иначе задние колеса не вступают в торможение вовремя.
Что касается современных автомобилей, оснащенных дисковыми тормозами на всех колесах (спереди – вентилируемые, сзади – обычные), многоканальной АБС, электронным регулятором тормозных усилий и прочими сложными по конструкции устройствами, то залог их длительной и беспроблемной службы – аккуратность и тщательность. И в любом случае нужно помнить, что поведение машины на дороге зависит не только от типа, марки и диаметра тормозных дисков, но и от самого водителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий