Меню

вторник, 24 мая 2011 г.

Альтернативное топливо: под газом


Когда стоимость литра «девяносто пятого» перевалила за десять гривен, он стал настоящей роскошью для большинства украинских автомобилистов - ведь их доходы отнюдь не повысились. Поэтому многие ищут способы снижения затрат. Особенно актуален этот вопрос для владельцев многолитровых двигателей, а также для автомобилистов, чья коммерческая техника работает на бензине, но сэкономить свои кровные стремятся и владельцы «микролитражек».
Одним из вариантов - приобретение автомобиля с дизелем («Автобазар» № 14’ 2011), но зачастую достаточно просто изменить тип горючего. «Голубое» топливо дешевле бензина почти вдвое, а потому неудивителен очередной пик интереса украинских автовладельцев к такой альтернативе.


Немного теории
В СССР основными потребителями газа
в качестве топлива были грузовики и автобусы
Для двигателей внутреннего сгорания используют сжатый газ - метан (CNG) и сжиженный - пропан-бутан (LPG).
Метан - природный газ, который переходит в жидкую фазу при температуре около 160 С, поэтому его хранят в газообразном виде под высоким давлением. Однако баллон для хранения метана очень тяжелый и громоздкий, а мощность при работе на метане существенно снижается. Поэтому данное топливо в основном используют на грузовиках и автобусах.
На легковых авто чаще применяется установка для работы на пропан-бутане -  нефтяном газе, хранящемся в сжиженном виде при относительно невысоком давлении. У пропана есть одно заметное преимущество перед метаном - при том же объеме баллона на нем можно проехать примерно вдвое большее расстояние.
Однако пропан-бутан дороже метана, и его цена постоянно растет, так как увеличивается стоимость нефти. Таким образом, подорожание бензина означает постепенное, хотя и более плавное увеличение цены на пропан.

Установка: возможны варианты
"Газовый" пистолет заметно
отличается от традиционного
"бензинового"

Так во всем мире обозначают
заправку метаном.
Пропан-бутан обозначают
аббревиатурой LPG
Для обычных (карбюраторных) двигателей подходят относительно простые установки первого и второго поколений - так называемые эжекторные.
Установки первого поколения состоят из редуктора с подогревом и испарителя. Редуктор понижает давление до атмосферного, после чего газ соединяется в смесителе с воздухом и образует горючую смесь.
В системах второго поколения вместо чисто механических дозаторов (по сути, аналогов карбюратора) используется электронное управление с обратной связью через лямбда-зонд, измеряющий содержание кислорода в выхлопных газах. Это позволяет системе готовить оптимальную смесь.
На двигатель с распределенным впрыском топлива нужно устанавливать ГБО третьего поколения, которое имеет эмулятор лямбда-зонда и согласовывается со штатной управляющей электроникой двигателя. Благодаря этому при грамотной установке и настройке такой системы двигатель на газе будет работать практически так же, как и на штатном топливе.
ГБО четвертого поколения - это настоящий газовый инжектор, у которого есть свои контроллер, топливная рампа и т. д. В отличие от остальных типов ГБО в четвертом поколении топливо не всасывается, а подается под давлением. Правда, такое оборудование гораздо дороже остальных.
Нужно учитывать, что эжекторной установкой оборудуются только автомобили с металлическими (или легкосплавными) деталями впускного тракта, в то время как на большинстве современных иномарок и на отечественных «Самарах» он выполнен из пластика. Поэтому на такие автомобили можно устанавливать только ГБО четвертого поколения. С
другой стороны, более дорогая установка обеспечит лучшие показатели - как максимальной мощности, так и топливной экономичности. Единственное исключение - автомобили с непосредственным впрыском топлива, которые перевести на газ практически нереально.


Езда «под газом»
Баллон традиционной цилиндрической формы
обычно устанавливают в глубине багажника
Тороидальные баллоны размещают в нише
запасного колеса. Плюс этого решения - сохранение
объема багажника, пусть и ценой отсутствия "запаски"
При эксплуатации автомобиля на газе нужно учитывать, что при невысоких температурах (около 5 С и ниже) необходимо заводиться на бензине, что особенно актуально для систем первого и второго поколений. Газовый впрыск позволяет уверенно запускать двигатель и при низких температурах, причем современные установки сами определяют, на каком топливе должен начинать работать  двигатель и когда переходить на газ.
Периодическая работа карбюраторного мотора на бензине желательна еще и потому, что использующийся только в качестве проставки карбюратор постепенно приходит в негодность - его резиновые детали просто высыхают. Поэтому со временем двигатель может плохо работать на бензине и потребовать ремонта карбюратора.
Специальные «газовые» свечи зажигания использовать вовсе не обязательно, поскольку в исправном моторе отлично работают и обычные. А вот воздушный фильтр лучше менять чаще - например, каждые 10000 км, а не рекомендованные 15000 км.
В большинстве случаев при плановом ТО нужно слить конденсат из редуктора и проверить герметичность соединений и трубопроводов. Лучше всего доверить работу опытным «газовщикам» - они берут за такую процедуру совсем немного.

Плюсы и минусы
Пропан-бутан привлекает тем, что он почти вдвое дешевле бензина. А это значит, что даже при увеличении расхода топлива на 10-15% затраты на эксплуатацию автомобиля существенно уменьшаются.
Кроме того, переход на газ сулит двукратное снижение токсичности «выхлопа». А еще из-за высокого октанового числа газа (свыше 100) двигатель работает заметно тише и мягче, чем на бензине, что отмечают практически все владельцы. Вдобавок газ лишен вредных присадок, как бензин, что благоприятно сказывается на ресурсе свечей зажигания и катализатора.
Однако у газа есть свои особенности. Поскольку он горит дольше, чем обычный бензин, возможно прогорание выпускных клапанов. Однако на практике с подобным явлением сталкиваются только те, кто пренебрегает рекомендациями по корректировке угла опережения зажигания. Клапаны способны отработать на газе столько же, сколько и на бензине, то есть несколько сотен тысяч километров.
Переключатель с одного вида топлива на другой обычно размещается на консоли или на панели приборов. Он также указывает количество газа в баллоне.
Более «ароматный» выхлоп машины, работающей на газе, не имеет никакой связи с  токсичностью - такой автомобиль однозначно чище бензинового. Источник неприятного запаха - не сам газ, а специальная добавка-одорант - метилмеркаптан, которая служит для того, чтобы малейшая утечка газа стала заметной.
Многие автомобилисты опасаются, что при переходе на газ увеличивается риск возгорания автомобиля. В этом есть доля правды - ведь в автомобиле появляется множество новых соединений и патрубков.
Если заправочную горловину для газа разместить
в "бензиновой" нише, она становится
незаметной и не пачкается грязью
Однако при грамотном монтаже риск возгорания ничуть не выше, чем при эксплуатации автомобиля на бензине, ведь баллон сделан из прочной стали и способен выдержать даже очень сильный удар. Единственное, о чем нужно позаботиться, - его надежное крепление в багажнике - тяжелый баллон, сорвавшись при аварии, может нанести травмы пассажирам, особенно если грузовой отсек не изолирован от салона и не имеет металлической перегородки.
ГБО не очень выгодно устанавливать на новый автомобиль, находящийся на гарантии. Ведь в случае каких-либо проблем с двигателем производитель через дилера может отказать в бесплатном ремонте из-за установки, которая меняет режимы работы двигателя.


На всем готовом
Есть также  возможность приобрести машину, «газифицированную» на заводе. Компания Renault предлагает LPG-версии своих бюджетных автомобилей: Logan, Logan MCV и Sandero.
Битопливный «Логан» примерно на восемь тысяч гривен дороже обычного, так как он оборудован  самой современной установкой итальянской фирмы Landi Renzo, а тороидальный баллон размещен на месте запаски.
В итоге к 50-литровому баку прибавился 42-литровый газовый баллон, что почти вдвое увеличивает «дальнобойность» авто.
Двигатель газового «Логана» запускается на бензине и переходит на газ автоматически. В дальнейшем почувствовать разницу в работе двигателя на разных видах топлива практически невозможно - на то он и завод, чтобы обеспечить оптимальный режим в любом случае!
При желании мотор можно переводить с газа на бензин и обратно  принудительно с помощью специальной кнопки возле рычага КП.
«Газифицированный» Logan - весьма интересное предложение, ведь, кроме грамотно настроенной системы четвертого поколения, сохраняется гарантия производителя, а обслуживание ГБО - забота официального дилера.
Такой вариант оптимален для тех, кто сразу нацелен на установку ГБО, поскольку разница в стоимости автомобиля с «родной» установкой практически не отличается от сторонней установки ГБО, но избавляет от хлопот с перерегистрацией и никак не влияет на заводскую гарантию.

Газовая выгода
Для примерного расчета окупаемости газового оборудования возьмем обычный автомобиль В-класса с двигателем 1,4-1,6 л и распределенным впрыском топлива, расходующий в смешанном цикле около 8,0 литров топлива на сотню километров пробега. Если установить современное оборудование стоимостью примерно 6500 грн., то на 100 километров пробега вместо 80 гривен потребуется примерно 50-55 гривен на заправку газом. Это значит, что через 20-25 тысяч километров газовая установка полностью окупится и начнет экономить деньги автовладельца.
Заводское ГБО «Логана» окупится примерно за тот же срок, и даже при самой неблагоприятной дельте экономить на топливе владелец сможет уже после 30000-35000  км, причем разница тем заметнее, чем больше бензина потребляет мотор. А это значит, что установка ГБО на прожорливые многолитровые моторы практически всегда имеет смысл, даже если речь идет не о «Волге» с примитивной эжекторной системой первого поколения, а о современном «американце» с V8 или тяжелом  внедорожнике. Ведь разница в стоимости 20 литров газа и бензина на сотню составит ни много ни мало 80 гривен. И даже если допустить, что газа расходуется обычно 105-110% от количества бензина, ГБО все равно оправдывает себя.
Исключение составляют лишь частности, когда годовой пробег автомобиля небольшой – не выше 10 тыс. км. При этом переделка будет окупаться долго, а любое изменение цен на бензин влечет неизбежное повышение стоимости пропан-бутана, что плохо влияет на  общую рентабельность проекта.
Газ практически всегда оправдан  в случае, если автомобиль используется как такси или коммерческий транспорт - большие годовые пробеги быстро «отбивают» стоимость установки, а затем обеспечивают владельцу  экономию.

Закон есть закон
Теоретически, установить ГБО можно самостоятельно, особенно если речь идет о системе первого и второго поколений.
Но лучше обратиться к профессионалам: кроме монтажа и грамотной настройки, они выдадут свидетельство об опрессовке, а еще предоставят полный пакет бумаг, необходимых для внесения изменений в регистрационные документы.
Чтобы узаконить ГБО, потребуется копия свидетельства об утверждении конструкции ТС и соответствии требованиям безопасности дорожного движения, акт приема-передачи переоборудованного ТС, дополнение к свидетельству (указываются марка и модель автомобиля, а также установленное на него оборудование) и акт технический экспертизы соответствия конструкции и технического состояния переоборудованного ТС требованиям безопасности дорожного движения.
На основании этих документов ГБО вписывается в новый техпаспорт. Без этого нельзя пройти техосмотр, да и на дороге при выявлении «нелегальной» установки могут возникнуть проблемы с инспекторами ГАИ.


Врезка: Газовые «плюсы»
1. Высокое октановое число газа (100-105).
2. Выхлоп становится вдвое чище.
3. Двигатель работает мягче.
4. После пуска холодного двигателя бензин не смывает масло со стенок цилиндров.
5. Уменьшается нагарообразование, увеличивается срок службы масла.
6. Дольше служат свечи и катализатор.

------
 Автор и фото: Олег Полажинец

1 комментарий:

  1. Здравствуйте!

    Скажите пожалуйста как я могу проверить лотерейный эмулятор Мега Миллион Результаты http://localotto.com/ru/megamillions ? Может быть Вы мне подскажите как лучше его установить на компьютер!

    ОтветитьУдалить