Меню

вторник, 10 мая 2011 г.

Ночной дозор

Из-за большого количества автомобилей на дорогах в дневное время и для экономии времени некоторые водители предпочитают ночные поездки. Что же нужно знать, чтобы такое путешествие было безопасным?

Водитель должен уверенно чувствовать себя за рулем в любую погоду, независимо от времени года или суток. Конечно, приятнее и удобнее ездить днем, когда дорога сухая, светит солнце, а за бортом  умеренная температура. Но бывает и так, что целесообразно (или даже необходимо) ехать ночью. Бояться таких поездок не следует, но нужно знать некоторые особенности управления автомобилем в темное время суток.
Перед ночной поездкой необходимо хорошо отдохнуть (выспаться), чтобы не заснуть за рулем. Но усталость за рулем все же неизбежна, поэтому не следует дожидаться того момента, когда веки сомкнутся и вы утратите контроль над дорогой. Сон за рулем – самая опасная предпосылка ДТП. Кроме того, существует целый ряд технических и физиологических аспектов, влияющих на безопасность ночной езды.

Технические аспекты
1. Чистое ветровое стекло. При движении в ночное время следите за состоянием ветрового стекла. Перед дорогой залейте до максимума жидкость (воду) в бачок омывателя. Чистое стекло уменьшает нагрузку на органы зрения и обеспечивает лучшую видимость. Если стекло грязное, то вы не только хуже видите дорогу перед собой. Свет фар встречных автомобилей рассеивается по стеклу и становится своеобразным световым экраном, ослепляющим водителя.  Разбившиеся насекомые в летнее время, грязь с водой в дождливую погоду, разводы от дворников, работающих по сухому стеклу, создают пленку, преломляющую лучи фар встречного транспорта. Она ухудшает обзор дороги и повышает риск ослепления.  

Примерно такой эффект создается грязным ветровым стеклом для глаз водителя. Свет фар рассеивается,
зона ослепления увеличивается, опасность повышается.

2. Чистые стекла фар. При движении в ненастную погоду водяная пыль из-под колес встречного и обгоняемого попутного транспорта или снег вперемешку с грязью создают «экран» на стеклах фар, уменьшая степень освещения дороги и ограничивая видимость водителю. Грязные фонари задних габаритных фонарей искажают оценку расстояния до вашего автомобиля для тех, кто едет за вами. Периодически останавливайтесь для очистки внешних источников света.

Готовясь к ночной поездке, тщательно промойте передние фары, задние фонари и особенно
аккуратно – ветровое стекло





3. Режим работы дворников. В ненастную погоду, когда на дороге лужи, при обгоне попутного транспорта (особенно большегрузных автомобилей) или разъезде со встречным транспортом, если нет разделительной полосы, перед маневром включайте дворники на максимальный режим работы. В момент обгона или разъезда стекло может буквально залить. Вы утратите контроль над дорогой на несколько секунд, а переключение дворников в этот момент может спровоцировать потерю контроля за управлением.
4. Регулировка положения фар. В зависимости от загруженности автомобиля свет фар может изменять угол освещения по вертикали. При сильно загруженном багажнике кормовая часть автомобиля опускается, а носовая – поднимается. В этом случае ближний свет может восприниматься водителями встречных автомобилей как дальний и ослеплять. При включенном дальнем свете его лучи вообще могут быть направлены вверх, не освещая дорогу. Если в автомобиле есть регулятор наклона фар, выберите с его помощью оптимальный угол, добившись лучшей освещенности. Если регулятора нет, при большой загрузке старайтесь распределять багаж равномерно по кузову автомобиля.
5. Переключение света фар. В ночное время возможно ослепление фарами встречных автомобилей. Чтобы избежать этого, особенно при движении по пересеченной местности или на извилистой дороге, следует придерживаться следующих правил. Если вы поднимаетесь на холм и по свету фар видите, что с обратной его стороны также поднимается машина, переключитесь несколько раз на ближний свет и обратно перед тем, как выехать на вершину. Этот понимаемый почти всеми сигнал позволяет водителям встречных авто перейти на ближний свет до момента ослепления, когда одна из машин преодолеет вершину подъема. Если водитель встречного авто не переключился, снова включите дальний и верните переключатель в положение ближнего света. Изменяющееся направление пучка света фар вашего автомобиля будет сигналом встречному для переключения. Таким образом, вы избежите взаимного ослепления. Этот же прием используется и при разъезде со встречным автомобилем на поворотах. Переключение следует проводить до того, как машины оказались на одной прямой. На прямых участках дороги следует переключаться на ближний свет, как только свет фар встречного авто начинает слепить, но не ближе, чем за 250 м до него (п.19.2 ПДД). Водитель встречного авто может дать знать об ослеплении периодическим переключением света фар. Важно знать, что дальний свет фар может ослеплять и тех, кто следует в попутном направлении. Поэтому если расстояние до едущего впереди авто меньше 300 м, переключитесь на ближний.
6. Неисправное осветительное оборудование. На дороге иногда встречаются машины с неисправными осветительными приборами. Если у встречного авто не горит одна из передних фар, в темноте его можно принять за мотоцикл. Хотя правилами предусмотрено, что в таких случаях обязательно должна быть включена левая фара, некоторые водители пренебрегают этим. Поэтому при разъезде старайтесь принимать правее, с расчетом на габариты автомобиля. Та же ситуация возможна и с задними габаритными фонарями. Они могут быть плохо заметны в ненастную погоду (забрызганы грязью). Особенно это касается большегрузных автомобилей. А у старых, еще с советских времен, грузовиков задние фонари бывают еще и выцветшими. Такое транспортное  средство заметно лишь в непосредственной близости. При движении на высокой скорости это может привести к трагическим последствиям, поэтому соблюдайте скоростной режим.

Физиологические аспекты
В темное время суток значительно снижается острота зрения. Труднее определять расстояние до предметов (встречного автомобиля), не различаются цвета. Задние габаритные фонари красного цвета едущих впереди авто кажутся более удаленными, чем на самом деле. Для стимулирования зрения в ночное время можно поесть сладкие продукты, содержащие сахар. Еще со Второй Мировой войны  известен весьма эффективный способ – употребление черники. Это позволяло пилотам повысить остроту зрения в ночных полетах.
Для ночного вождения некоторые производители оптики выпускают специальные очки с линзами желтого цвета. Они предназначены для  устранения бликов, снижения напряжения глаз от яркого света фар, увеличения контрастности предметов в темноте. Стекла устраняют бликовое свечение, отраженное от поверхности других автомобилей и мокрого дорожного полотна.

Сонливость за рулем
Как бы хорошо вы ни отдохнули перед поездкой, долгое пребывание за рулем ночью, особенно когда все ваши спутники спят, очень утомляет. Не дожидайтесь, пока вас сморит сон. Как только почувствовали первые признаки «клевания носом», сразу же примите меры. Самый простой способ – съехать с дороги в безопасное место, заглушить двигатель и немного поспать. Но если вы намерены продолжать поездку, применяйте другие способы. 
Физические упражнения
Выйдите из машины, проведите гипервентиляцию легких (несколько глубоких вдохов – выдохов). Для притока крови к голове и разминания мышц и связок шеи проведите круговые вращения головой, наклоны головы в стороны и вперед-назад. Разомните мышцы таза (наклоны, разгибания, вращение), сделайте 10–15 приседаний. 
Термическое воздействие
Выйдите на свежий воздух, умойтесь холодной водой или вытрите лицо освежающей салфеткой. 
Вкусовые раздражители
Среди них – кофе, крепкий чай, конфеты с цитрусовым вкусом, фрукты, энергетические напитки.
Если вы не хотите останавливаться, то имейте под рукой продукты (орешки, мелкие конфеты, фрукты), употребление которых будет отвлекать ото сна. Слушайте динамичную музыку, старайтесь разговаривать со спутниками.   
Вы должны знать, что в соответствии с биоритмами организма самое «сонное» время – с 3 до 5 часов утра. В это время будьте особенно внимательны за рулем.

Психологические аспекты
Ночная езда требует от водителя не только определенного опыта и навыков, но и уверенности. Иногда в попутном  или встречном направлениях за отдельными машинами выстраивается целый караван, несмотря на то, что дорога свободна. Разгадка в том, что многие водители, перестраховываясь или чувствуя неуверенность в себе, предпочитают ехать медленно, сохраняя достаточную дистанцию для принятия мер в экстренном случае. Ничего предосудительного в этом нет, но такая  «колбаса» может создавать помехи другим, поскольку движется она зачастую с невысокой скоростью, ее сложно обогнать или разъехаться с ней. Особенно если местность имеет рельефный характер, а дорога извилистая.
При ночном вождении действует принцип, как при обгоне. Не уверен в своих силах и опыте, имеешь опасения – не садись за руль в темное время. И уж точно лучше дождаться светлого времени, если ваша неуверенность подкрепляется еще и слабым зрением.

Пора отпусков
Уже с начала мая многие украинцы выезжают на автомобилях на юг, к морю. Чтобы отдых не омрачился неприятностями, возьмите на вооружение наши советы и ознакомьтесь с печальной статистикой ДТП, произошедших в темное время суток. Надеемся, что эта информация будет для вас полезной. Приятного отдыха и счастливого пути!

Количество ДТП с пострадавшими в 2010 г.*

Область
Всего ДТП  
В темное время суток
Количество ДТП
Травмировано
Погибло
АР Крым
6506
1635
652
153
Винницкая
2402
606
170
47
Волынская
2418
688
220
43
Днепропетровская
10 986
2889
950
155
Донецкая
19 520
5031
1974
233
Житомирская
3708
1124
405
114
Закарпатская
2069
615
297
53
Запорожская
7735
1921
639
130
Ивано-Франковская
2411
665
163
39
Киевская
11 741
3271
1029
247
Г.Киев
53080
13 773
1266
121
Кировоградская
1891
541
213
39
Луганская
5899
1779
917
134
Львовская
11 414
2677
769
110
Николаевская
2428
504
229
46
Одесская
14 532
3926
930
159
Полтавская
4845
1350
434
93
Ровенская
1827
561
270
69
Сумская
2435
602
270
42
Тернопольская
1939
534
175
43
Харьковская
13 361
4061
1364
165
Херсонская
3332
858
302
85
Хмельницкая
3113
802
244
65
Черкасская
4394
1029
278
70
Черниговская
3567
937
299
68
Черновицкая
2486
757
170
41
г. Севастополь
4058
725
188
20
Всего
204 097
53 861
14 817
2584
*По данным ЦБДД при МВД Украины

Основные причины ДТП в темное время суток*

№ пп
Характер нарушения
Количество ДТП
В % отношении
1
Нарушение правил маневрирования
15387
36
2
Превышение скорости
10458
24
3
Несоблюдение дистанции
6050
14
4
Управление ТС в нетрезвом виде
2451
6
5
Нарушение правил проезда перекрестка
2262
5
6
Выезд на полосу встречного движения
1216
3
7
По вине пешеходов
2115
5
8
Сон за рулем, нарушение правил обгона, проезда пешеходных переходов
1165
3
9
Другие
1718
4

Итого
42822
100
*По данным ЦБДД при МВД Украины

Текст и фото: Александр Ганиев

Комментариев нет:

Отправить комментарий