Меню

среда, 4 мая 2011 г.

Сто лет в запасе

Практически у любого четырехколесного автомобиля есть пятое колесо – запасное. Оно влияло на компоновку и дизайн машин во все времена.

Покрышки – на борт
На первых автомобилях с пневматиками
в запас брали только покрышку (или две)
Эра пневматиков, то есть шин, накачанных воздухом, открыла необходимость в запасном колесе. Ведь в отличие от цельнолитых резиновых или деревянных колес, пневматики боялись гвоздей, которые в изобилии валялись на дорогах.
Поскольку колеса многих автомобилей были несъемными, в запас брали не колесо в сборе, а лишь покрышку с камерой – точнее, пару покрышек, связанных вместе. Сначала их размещали по правому борту, ведь рулевое колесо на большинстве самоходных экипажей начала века располагалось справа.
На автомобилях 20-х годов колесо по-прежнему
размещалось на бортах, но уже было укомплектовано
колесным диском и иногда даже "пряталось"
в специальный чехол
Со временем колеса стали съемными, и их начали располагать не только на борту, но и сзади кузова, укрыв металлическим кожухом от непогоды и солнечных лучей. Однако в 30-х годах прошлого века во многих машинах на месте запаски находился вместительный кофр для багажа, поэтому колесо переехало в выемку переднего крыла. Иногда для симметрии и эстетики колеса устанавливали не только с правой, но и с левой стороны кузова.


Снаружи…

Классическое расположение
"запаски" для внедорожников -
на задней двери
На автомобилях повышенной проходимости колесо было довольно громоздким, и его располагали либо на заднем борту, как на многих современных внедорожниках, либо на капоте. Снаружи запаску устанавливали также на грузовиках – как правило, ей находили место под кузовом.

Внутри…
К началу 60-х в большинстве машин колесо находилось в багажном отделении. Если  колеса были относительно большими (15- и 16-дюймовыми), то запаску размещали горизонтально или под углом в грузовом отсеке, и она отнимала много полезного пространства для багажа.
У "Москвича-2140
запасное колесо было
размещено под углом в
багажнике и "съедало"
немало полезного объема
Одно из самых рациональных
решений - вертикальное
расположение "запаски"
в полости заднего крыла ("Жигули")
Однако постепенное уменьшение размеров колес до 13-дюймов позволило конструкторам установить запаску вертикально в свесе заднего крыла (как на ВАЗ-2101), благодаря чему она занимала минимум места. Но на универсалах (а вскоре и на всех остальных автомобилях) ее укладывали горизонтально в нишу багажного отделения. У такой компоновки есть единственный, но довольно существенный недостаток – чтобы достать запаску, приходится выгружать весь багаж на улицу. Некоторые конструкторы избавлялись от этой проблемы, размещая ее под полом багажника, но снаружи кузова. Однако возникала новая неприятность – запасное колесо обдувалось всеми ветрами и постепенно покрывалось дорожной грязью, а для его извлечения водитель вынужден был становиться на колени.
На "Ниве", "Таврии" и "Оке" реализовано
очень рациональное, но необычное решение -
запасное колесо размещено в моторном отсеке.
Позже от него практически отказались
по соображениям безопасности
Довольно остроумное, хотя и редкое решение – установка запаски в… моторном отсеке. При тщательно продуманной компоновке место под капотом находили не только для маленькой «двенадцатки» (ВАЗ-1111) или  низкопрофильной «тринадцатки» (ЗАЗ-1102), но и для внушительного «зубастого» колеса с диском диаметром 16 дюймов (ВАЗ-2121). Правда, существует мнение, что такое расположение запасного колеса приводит к его преждевременному старению из-за постоянного пребывания в подкапотной «сауне».
«Костыли» и «докатки»
На современных машинах редко встретишь полноразмерное запасное колесо, ведь постепенно их шины стали слишком широкими, чтобы влезать в относительно узкую нишу для запаски, а диаметр диска постоянно рос, достигнув в настоящее время 15-16 дюймов даже на автомобилях малого класса.
На пикапах и некоторых
внедорожниках "запаску"
располагают снаружи,
под днищем кузова.
Поэтому колесо трудно достать
и к тому же оно забрызгивается грязь
Поэтому конструкторы придумали так называемую докатку – малогабаритное колесо уменьшенных диаметра и ширины, которое позволяет добраться до шиномонтажа. Правда, делать это лучше всего на малой скорости и ставить «костыль» на заднюю ось.
В наших условиях «докатка» – это большой минус, ведь воспользоваться этим колесом как полноценной заменой любому из четырех невозможно. Поэтому при сильном повреждении шины или диска придется не только ставить запаску, как ранее, но и озадачиваться покупкой поврежденных частей колеса.

Запаска… без запаски
Как на многих современных автомобилях,
у VW Tiguan отсутствует не только запасное колесо,
но и даже ниша под него
На некоторых современных автомобилях запаска… вовсе отсутствует, как и не предусмотрено место для ее размещения. Вместо запасного колеса в комплект входит специальный герметик, который вводится в поврежденную шину, а дальше пробитое колесо подкачивается компрессором до рабочего давления.
Другой вариант – применение специальных шин типа ran flat, которые позволяют добраться до шиномонтажа даже при проколе, поскольку в их боковину вмонтирован специальный жесткий пояс, препятствующий сминанию колеса.
Такое решение хорошо подходит для европейских стран с их развитой сетью шиномонтажных мастерских, чистыми дорогами и малыми расстояниями между населенными пунктами. Но для той местности, где, как поется в песне, «кругом пьятсот», полноценное запасное колесо до сих пор остается актуальным и весьма важным аксессуаром  бортового ЗИПа.


Автор и фото: Олег Полажинец

Комментариев нет:

Отправить комментарий