Меню

вторник, 5 апреля 2011 г.

Выгоден ли легковой дизель?

Актуальная экономия: бензин или дизель?



Снаружи версию с дизелем
можно отличить только
по шильдику
Цены на бензин неумолимо ползут вверх – такова мировая тенденция. В Украине стоимость литра «девяносто пятого» уже достигла десяти гривен. Именно поэтому многие украинские автомобилисты ищут способы сэкономить – например, устанавливают газобаллонное оборудование, которое позволяет ездить на «голубом» топливе.
Между тем, существует еще одна возможность сократить расходы – перейти с бензина на дизельное топливо, став владельцем машины с мотором, работающим на солярке.

Немного истории
Изначально изобретение Рудольфа Дизеля служило источником движения для грузовиков, танков, кораблей и прочих транспортных средств. Дело в том, что типичные недостатки дизелей препятствовали установке таких двигателей на легковые автомобили. На грузовиках же дизельные моторы постепенно вытеснили бензиновые.
В 1936 году компания Mercedes представила первый в мире легковой автомобиль модели 260 D: по максимальной мощности (45 л. с.) он, конечно,  уступал бензиновым «собратьям», зато по экономичности заметно выигрывал.
Легковые дизели не пользовались большой популярностью вплоть до мощнейшего энергетического кризиса 1973 года.

Дизель – не трактор
Некоторые дизеля можно заводить только
после того, как погаснет "спиралька"
в комбинации приборов
Сегодня легковой автомобиль с дизельным двигателем – отнюдь не экзотика: большинство европейских производителей выпускают такие модификации практически всех моделей. Действительно, изобретение Рудольфа Дизеля сейчас встречается и под капотом городских малолитражек, и в чреве огромных внедорожников.
Возможный источник серьезных денежных затрат -
турбина, которая на некоторых дизелях "умирает"
уже после 100 000 км. Второе вариант "попадалова" -
насос-форсунки
В чем отличия между дизельным и бензиновым двигателями? Конструктивные особенности дизеля – меньшая литровая мощность, большие масса и вибронагруженность - остались в прошлом. Современные дизельные версии не только не уступают, но зачастую и превосходят бензиновые аналоги по динамике и эластичности! Ведь современный турбодизель хоть и немного проигрывает  бензиновой версии по удельной мощности, однако существенно превосходит ее по крутящему моменту. Кроме того, дизель обладает большим моторесурсом и лучшей топливной экономичностью.
Чисто практическая проблема  дизельных агрегатов прежних поколений - запуск в холодную погоду. Вихрекамерные и предкамерные дизели при низких температурах запускаются при помощи свечей накаливания, однако при очень низких температурах (что вполне реально в условиях наших зим) данные двигатели  могут и не завестись, а при выходе нескольких свечей накаливания из строя такие попытки просто обречены на провал. Надо отметить, что неисправность каких-либо деталей дизеля (топливный насос, форсунки, свечи накаливания и т. д.) приводит к большим проблемам при эксплуатации.
Для того чтобы увеличить литровую мощность дизельных моторов, еще в начале 80-х годов стали применять турбонаддув. Именно благодаря этому дизели начали устанавливать на автомобили BMW. Динамические характеристики дизельных «баварцев» не разочаровали истинных приверженцев марки.
Прекрасные технические характеристики современных дизельных двигателей объясняются большим количеством инноваций, ранее не применяющихся на дизелях: непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания, находящуюся в днище поршня (а также так называемый пилотный впрыск для более мягкой работы); два распредвала, четыре клапана на цилиндр и система впрыска топлива Сommon Rail с роторным топливным насосом, электромагнитные форсунки и турбокомпрессор с поворотными направляющими лопатками турбины (с интеркулером).
Увы, подобная высокотехнологичность дизелей не дается даром: при работе на низкокачественном топливе с высоким содержанием серы и прочих вредных примесей современные дизельные двигатели способны протянуть недолго. Не случайно многие производители вообще не поставляют дизельные модификации в страны третьего мира. Похоже, что Украину к ним европейские «гранды» уже не причисляют – BMW, Mercedes, Volkswagen, Audi и многие другие поставляют на наш рынок новые автомобили с дизельными моторами.

_______________________________________________________

Дизели опережают бензиновые двигатели по КПД и экономичности, однако им присущ один серьезный недостаток – выброс микроскопических частиц сажи. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), в Европе ежегодно примерно у 100 тысяч человек из-за дизельного выхлопа появляются разные заболевания. После вступления в силу экологических норм Евро 4 и Евро5 производителям дизельных моторов пришлось применять специальные сажевые фильтры на выхлопе.

_______________________________________________________

Экономия на практике

Выгоден ли легковой дизель в эксплуатации с учетом украинских реалий? Близкая по мощности к бензиновому аналогу дизельная модификация VW Passat 2.0 TDI в сравнимой комплектации Trendline дороже бензиновой версии 1.4 TSI примерно на 32000 гривен (в комплектации Comfortline этот же дизель дороже версии с двигателем 1.8 TSI на 20000 грн.).  Каждая сотня километров пробега на дизеле обойдется владельцу в 43 грн. (при стоимости солярки 9,45 грн.), в то время как владелец бензинового Passat потратит 63 грн. Путем нехитрых математических вычислений можно определить пробег, после которого дизель окупится и начнет приносить прибыль владельцу – в нашем случае он равен 160000 км. Для среднего автомобилиста, проезжающего 10-15 тыс. км в год, дизель будет окупаться едва ли не десятилетие! Не менее популярный Golf с дизельным мотором полностью окупится  примерно после 80000 км, то есть через 5-7 лет эксплуатации.
Впрочем, чаще всего дизельной модификации отдают предпочтение те, кто действительно много ездит – по 30-50 тыс. км в год. В этом случае покупка дизельной версии экономически оправдана, но есть одно «но» - у дизельных двигателей насос-форсунки могут выйти из строя еще «на гарантии». А в послегарантийный период их замена обойдется владельцу в 5-6 тыс. грн. за штуку…
Гораздо лучше с точки зрения окупаемости дизельная версия Renault Logan – модификация 1.5 Dci в сравнении с 1,6-литровой «бензинкой» начнет приносить прибыль своему владельцу уже после 40000 км. Но по сравнению с 1,4-литровым вариантом экономия начнется только после 60000 км.
Зачастую дизельным модификациям отдают предпочтение при покупке внедорожников – не быстроходное, но тяговитое «сердце» как нельзя лучше подходит для неспешного покорения бездорожья. К примеру, дизельная версия VW Touareg практически не уступает бензиновому «собрату» в «максималке» и разгоне до «сотни», но при этом она дешевле и экономичнее. Не удивительно, что доля дизельных «Туарегов» в общем количестве проданных в Украине автомобилей этой модели превысила 90%.
На практике дизель окупится тем быстрее, чем больше разница в расходе топлива  и меньше разница в стоимости по сравнению с бензиновым аналогом. Это касается как новых, так и подержанных автомобилей.
Не стоит сбрасывать со счетов и возможность приобретения дешевого дизельного топлива «по знакомству» в автопарках, на автобазах и в тепловозных депо, где его берут за треть-половину фактической стоимости, после чего отстаивают в бочках большой емкости.

Дизели в цифрах
Европейцы давно раскусили преимущества дизелей – каждая вторая проданная машина в Европе оснащена мотором, работающим на тяжелом топливе. Число дизельных моделей среди новых автомобилей, реализованных на рынке ЕС, колеблется от 45 до 51%. У отдельных производителей доля дизелей в производственной гамме уже давно является превалирующей – к примеру, тот же VW выпускает сегодня 57% собственных машин с дизельными моторами.
Украинцы пока отдают предпочтение бензиновым модификациям  наиболее популярных автомобилей: доля реализованных в 2010 г. дизельных VW Passat  достигла 35%, однако доля дизельных Skoda Octavia A5 составила лишь 15% от общего количества реализованных авто.
Дизель наверстывает упущенное в классе SUV Premium Large – 94% покупателей VW Touareg в 2010 г. выбрали дизельные модификации.

Вдвое чаще
Перестраховываясь, большинство импортеров когда-то предписывали проводить плановые ТО дизельной модификации вдвое чаще, чем бензиновой – через каждые 7500 км. Такой нюанс отнюдь не радовал владельцев дизельных автомобилей, ведь подобная периодичность на практике увеличивает расходы на содержание машины ровно вдвое.
Однако еще в 2006 г. инженеры завода Volkswagen вместе с Европейской исследовательской лабораторией топлива и генеральным импортером Volkswagen AG в Украине запустили совместный проект «Евротесты». На протяжении всего срока тестирования во время каждой десятой заправки отечественным топливом испытатели отправляли его в центральную лабораторию концерна Volkswagen. По итогам проекта немецкие специалисты признали украинское топливо пригодным для современных высоконагруженных и экологически чистых дизелей и поэтому стандартный межсервисный интервал увеличили до общепринятого в Европе – 15000 км.



Комментариев нет:

Отправить комментарий