Меню

вторник, 8 февраля 2011 г.

Неэвклидова Геометрия

Оценка состояния кузова
Как известно, именно кузов является главной частью автомобиля. Можно заменить двигатель, подвески, обновить салон, а машина останется прежней. Но если кузов потерял былую прочность вследствие возраста или, что гораздо хуже, аварии, ценность такой машины резко падает.

Ценность, но не цена: на рынке подержанных автомобилей можно встретить немало «экспонатов», чьи кузова, если бы умели говорить, рассказали бы много любопытных историй. Однако тщательно покрашенные и отполированные, для 
неискушенного зрителя они выглядят «почти как новые». Впрочем, имеющий глаза да увидит – даже наилучшее лакокрасочное покрытие не способно скрыть следы серьезной аварии, повлекшей за собой деформацию силовых элементов. На что же обращать внимание при выборе четырехколесной «спутницы»?

Дверные замки и стекла
Дверные ручки и стекл
а в процессе эксплуатации страдают больше всего – даже на автомобиле аккуратного владельца со временем возникают царапины на краске под дверной ручкой. Если же дверные замки сделаны под естественный хват (к примеру, Mercedes) или имеют характерный фольксфагеновский язычок («Самара», старые VW/Audi и др.), со временем царапины в углублении практически неизбежны. Подобная участь постигает и дверные рамки – особенно у автомобилей, окрашенных матовой черной краской. Потертости краски свидетельствуют о том, что пробег машины исчисляется как минимум сотней тысяч. Из этой же «оперы» - состояние боковых опускных стекол. Если затертую «лобовушку» чаще всего меняют, то боковые стекла (особенно на водительской двери) способны пролить свет на истинный пробег автомобиля. Множественные вертикальные риски на стекле появляются из-за песка и грязи, попавших под уплотнитель. Это значит, что машина много ездила, причем осенью и зимой. Подобные повреждения характерны для авто в возрасте и с немалым пробегом – если же такие повреждения имеются на «свежей» машине, стоит задуматься о том, нужен ли вам автомобиль, на котором так много ездили.

Вмятины
Мелкие деформации кузовных панелей (вмятины) сказываются на внешности авто не лучшим образом, однако они не опасны и их можно устранить - за исключением «тяжелых» случаев, когда к вмятине невозможно подобраться изнутри. Плохо, когда вертикальная вмятина проходит по всему элементу кузова и поврежденными оказались ребра жесткости. Ремонт такого крыла или двери возможен, но трудоемок и требует высокой квалификации жестянщика.

Зазоры

Именно зазоры между кузовными деталями способны рассказать наблюдательному зрителю всю правду о состоянии кузова и его силовой структуры. У многих российских автомобилей зазоры больше нормы – этот факт нужно учитывать при оценке кузова «зубил» и «матрех». Впрочем, если внимательно осмотреть крепление крыла или двери по периметру, попутно обратив внимание на положение крепежа, то можно определить, установлена ли так деталь на заводе или это следствие удара. Неравномерные зазоры между крыльями и капотом, а также крыльями и дверями сами по себе не опасны, но часто они свидетельствуют о том, что деформированы посадочные места оперения на кузове. Кроме того, «ушедшая» амортизаторная чашка либо кривой лонжерон тоже могут влиять на равномерность зазоров. Если зазоры между дверью, крылом и порогом неравномерны, это может свидетельствовать о том, что порог меняли по причине сильного удара. Еще хуже, если передняя дверь неравномерно «сидит» в проеме, налезая на заднюю. Это может значить, что кузов перекошен вследствие серьезного удара. Царапины на торце двери подтверждают подобный диагноз – из-за уменьшившегося расстояния дверь задевает за фиксатор замка… Не менее опасны неравномерные зазоры между рамкой двери и передней стойкой крыши – при фронтальном ударе панель крыши приподнимается вместе со стойкой ветрового стекла. Иногда при внимательном осмотре заметно, что какой-то кузовной элемент (дверь, крыло) словно провален внутрь кузова. Подобное характерно для сильно битых и наспех восстановленных машин.

Фары, бамперы

Оптика и бамперы страдают даже при несильных ударах. Конечно, треснутый бампер или разбитую фару несложно заменить, а вот «вытянуть» их крепления уже не так легко, да и намного дольше. Если бампер стоит неровно или блок-фара немного «торчит» на поверхности, скорее всего, при ударе были деформированы их посадочные места.

Лонжероны, колеса
Сильные аварии приводят к нарушению геометрии кузова – поглощая энергию удара, лонжерон сминается, что вызывает общую деформацию деталей, расположенных в этой зоне. Некоторые машины имеют свои слабые места, страдающие в первую очередь. У тольяттинских «зубил» из-за коррозии либо после удара разрушаются передние лонжероны в зоне их соединения с «телевизором» (передней панелью). Из-за этого передняя панель начинает играть, что чревато поломкой передней опоры двигателя, жестко закрепленной на «телевизоре». При этом силовой агрегат начинает опускаться – известны случаи, когда мотор опускался поддоном картера на защиту или упирался шкивом генератора. В любом случае для устранения подобной неприятности придется прибегнуть к серьезным сварочным работам либо даже заменить лонжероны. У классических «Жигулей» подобная проблема - в багажнике: тронутые коррозией задние лонжероны со временем «сдаются», и задняя часть «классики» начинает «смотреть на дорогу», словно у Renault 12. Сильная деформация кузова способна повлиять на положение мостов, подвесок и колес – к примеру, при сильном ударе сзади П-образная балка может сместиться в сторону, и задние колеса вдруг станут «подруливающими». Устранение этой проблемы выльется в круглую сумму – не исключено, что, помимо сварочных работ, придется менять лонжероны и балку… Исчерпывающую информацию о состоянии кузова даст хороший стенд для проверки углов установки колес. Если при исправных подвесках передние и задние колеса не укладываются в нормативные диапазоны, кузов явно деформирован. Это не симптом, а диагноз – машина не просто битая, она кривая.

Следы ремонта

Часто повреждения или былые аварии можно выявить не
только по деформациям деталей, но и по характерным следам. Например, выштамповки на неоригинальных деталях часто не совпадают с заводскими и между деталями образуются перепады высот. Еще случается, что халтурщик-маляр поленился «вывести» детали и кант оказался толще заводского, а то и вовсе пропал под слоем шпатлевки. Впоследствии вся эта «художественная шпатля» если не отвалится, то обязательно треснет. К следам неаккуратного ремонта можно отнести и задув краски на соседние детали и поверхности – например, в подкапотном пространстве можно обнаружить следы шпатлевки или напыление краски. Заводские наклейки (например, на передней панели или стойках) при ремонте с перекраской неизбежно удаляются – их отсутствие также должно наводить на мысль, что детали меняли либо ремонтировали.

Облитая ржавчина

Незаводское лакокрасочное покрытие – не приговор, особенно если автомобилю лет 7-10. Однако нужно учитывать, что часто тотальной перекраской кузова пытаются замаскировать следы серьезной аварии или
глобальную ржавчину, которая буквально лезет отовсюду. Обычно в таких случаях автомобиль просто «обливают» сверху, чтобы блеск свежей краски затмил истинное состояние кузова. Однако уже через несколько месяцев (или после очередной зимы) это покрытие начнет набухать, обнажая многочисленные ржавые язвы. Зачастую отличить незаводскую краску можно не только с помощью специального приборчика, измеряющего толщину покрытия, но и визуально – просто внимательно присмотревшись. На большинстве иномарок практически отсутствует так называемая шагрень – своеобразная рябь на краске, характерная для отечественных авто. Её наличие свидетельствует о кустарном нанесении краски на кузов. Нередко при ремонтном восстановлении краски в лак попадает множество посторонних включений – пыль, песчинки, насекомые. Неравномерное нанесения слоя лака приводит к тому, что покрытие выглядит пятнистым - из-за «плавающей» толщины лака меняется оттенок у базисной эмали. Вдобавок ради экономии при локальной покраске часто используют дешевый лак, который вскоре помутнеет и облезет. Чтобы свести на нет разницу между новой эмалью и старым покрытием, его обрабатывают абразивными полиролями, которые снимают верхний слой краски. При этом следы полироли в виде белой пыли или полосок можно обнаружить на стыках деталей и под уплотнителями. Профессиональная полировка кузова перед продажей также недвусмысленно намекает на то, что продавец пытался скрыть дефекты покрытия или ликвидировать разницу в блеске старой краски и новой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий