Меню

вторник, 21 декабря 2010 г.

Продажа автомобиля через автосалон

Обмен с доплатой

Украинский автомобильный рынок находится в упадке. Прежде всего это относится к новым автомобилям, спад продаж которых по сравнению с недавним прошлым составил 70–80%. Чтобы хоть как-то стимулировать покупку новой машины, дилеры прибегают к различным ухищрениями – скидкам, бесплатным ТО, подаркам… Одним из инструментов «взбадривания» рынка может стать trade-in – обмен подержанного клиентского автомобиля на новый с доплатой. Ранее подобная услуга почти не практиковалась автосалонами, поскольку новые машины нормально продавались и без «натурального обмена». Как же происходит процесс обмена старого авто на новое по программе trade-in?

История trade-in
Схема покупки нового автомобиля с обменом на старый появилась в США уже более ста лет назад. «Продажа в зачет», а именно так переводится trade-in, дала толчок регулярному обновлению модельного ряда и до сих пор является мощным инструментом стимулирования рынка новых машин. В Украине о такой услуге впервые заговорили несколько лет назад, но реальные продажи авто «в зачет» минимальны – разве что владельцы авто стоимостью в несколько десятков тысяч долларов предпочитали сдать их в салон, а не «светиться» на авторынке. К тому же большинство относительно новых машин приобретались во время «дешевых долларов», а после обвала национальной валюты доллар изрядно «потяжелел», вследствие чего цены на автомобили снизились. Кроме того, многие автомобилисты просто не готовы отдавать свою машину на 20–30% дешевле рыночной цены.


Сначала покупателю необходимо определиться с выбором нового автомобиля, поскольку представители автосалона оперируют не оценочной стоимостью подержанного авто, а суммой доплаты – разницей между ценой новой машины и фактической стоимостью «бэушной» в зачет новой. Идеальный клиент trade-in – человек, несколько лет назад купивший автомобиль в том же автосалоне, в котором он собирается приобрести новый. Благодаря этому представители автосалона могут проверить «историю» предлагаемой машины, связанную с обслуживанием и авариями.


Трейд-ин: шаг за шагом
Для того, чтобы обменять свой автомобиль на новый с доплатой, необходимо следующее:


1. Иметь при себе гражданский паспорт, идентификационный код и технический паспорт на автомобиль.
2. Прийти в автосалон, определиться относительно марки
и модели новой машины.
3. Предоставить свое авто для визуального осмотра и фотосъемки.

4. Согласовать сумму доплаты.

5. Снять свой автомобиль с учета, пригнать его в автосалон.

6. Выписать нотариальную доверенность.

7. Cдать полностью комплектную машину сотрудникам автосалона.



Разумеется, высоко котируются только небитые авто с заводским лакокрасочным покрытием, хотя небольшие царапины, устраняемые полировкой, не очень снижают «вес» подержанной машины в цене новой. А вот сильно битых автомобилей с большим пробегом автосалоны остерегаются или оценивают их недорого. Чтобы оценить подержанное авто, «трейдиновцы» делают «фотосессию» – внимательно осматривают и фотографируют его. Единственное условие – машина должна быть чистой, иначе можно не заметить царапины и вмятины, что особенно актуально для светлых и серебристых авто. После этого заполняется несложная анкета, где указывается возраст, пробег и комплектация автомобиля, а также отмечаются повреждения кузова. В отдельных случаях машину могут загнать на подъемник для более детального осмотра и даже проверить геометрию кузова – ведь в распоряжении сотрудников трейд-ин обычно все подразделения СТО, которые могут выявить дефекты и недостатки.



Популярнее – значит, дороже
Теоретически продать можно любое авто. Но на практике у большинства операторов программы trade-in существует ограничение по возрасту автомобиля (как правило, до 10 лет). Ограничений по маркам нет – примут и ВАЗ, и «китайца», но следует быть готовым к тому, что некоторые относительно «неходовые» бренды возьмут с большим дисконтом. Кроме того, чем автомобиль изначально дороже, тем больше будет разница между его рыночной и оценочной стоимостью. У автосалонов, занимающихся услугой трейд-ин, наибольшей популярностью пользуются машины той же марки, которую представляет салон. Однако тесно сотрудничающие с автоаукционами и «перекупщиками» дилеры отдают предпочтение «народным» иномаркам – например, «Ланосам» и «Сенсам», «Октавии-тур» (особенно с турбодизелем), доступным моделям Chevrolet (Lanos и Lacetti). Автосалоны, располагающие собственным кузовным цехом, могут взять «в зачет» и битый автомобиль.


В дальнейшем автосалон советуется с партнерами – автомобильными аукционами, автосалонами, специализирующимися на подержанных авто, и даже… перекупщиками! В общем, оценка подержанного автомобиля происходит по разным каналам, включая просмотр аналогичных предложений в Интернете. Ведь чаще всего автосалоны просто передают подержанную машину по цепочке дальше – тем, кто будет продавать ее конечному покупателю. Однако у специалистов по трейд-ин есть наработки – контакты клиентов, желающих не только продать, но и купить подержанный автомобиль.



Заплатить дважды
Пока что ни одна операция по обмену, по сути являющаяся продажей по схеме трейд-ин, юридически не была оформлена именно как сделка трейд-ин. Причина проста – согласно действующим законам при реализации подержанного автомобиля через автосалон, помимо прочего, необходимо было уплатить НДС и подоходный налог. Если к налогам прибавить еще и комиссию автосалона, цена автомобиля вырастет до заоблачных высот. Именно поэтому большинство салонов действует по «хитрым» схемам с приемом машины по доверенности, продажей ее по заведомо заниженной цене через биржу, а деньги в зачет стоимости нового автомобиля перечисляются на счет автосалона от имени покупателя (он же – продавец старого авто).


Чудес не бывает: обычно оценочная стоимость авто по трейд-ин как минимум на 25–30% ниже рыночной, особенно если машина имеет повреждения ЛКП или сомнительную историю. К примеру, за небитый и неперекрашенный Chevrolet Lacetti 2006 г. с пробегом 120 тыс. км салон вряд ли предложит больше 7500–8000 долларов, хотя в Интернете цена таких же автомобилей – 9000–9500 у.е. Однако время, как известно, – тоже деньги, а у многих владельцев просто нет ни времени, ни желания ездить на автобазар. Автосалон может пойти навстречу клиенту, желающему сдать свою машину по trade-in и компенсировать низкую стоимость «бэушного» авто за счет снижения цены нового. Ведь иногда лучше уменьшить маржу, но продать новый автомобиль, чем не заработать вообще ничего. В случае, если клиент и автосалон пришли к согласию относительно суммы доплаты за новый автомобиль, владелец снимает с учета свою машину и пригоняет ее на территорию салона на транзитных номерах. Следующий шаг – оформление нотарильной доверенности (как правило, на сотрудников trade-in). Раньше салоны хитрили и оформляли доверенность «на срок действия транзитных номеров», который при необходимости можно было продлевать. Сейчас ее также выписывают на срок действия транзитов, но указывают конкретную дату. При этом с точки зрения закона автосалон не покупает автомобиль, просто одно физическое лицо передоверило свою собственность другому. Такая несложная схема освобождает автосалон от уплаты налогов. При получении автомобиля от клиента сотрудники салона проверяют комплектность – наличие запаски, домкрата, сервисной книжки и руководства пользователя, всех комплектов ключей и т. д., могут проверить работоспособность стеклоподъемников, кондиционера, фар и прочих мелочей. Как утверждает известная автомобильная пословица, каждый автомобилист бывает счастлив дважды – когда покупает машину и когда ее продает. Трейд-ин позволяет объединить эти два счастливых момента в один, ведь приехать в автосалон на старом автомобиле и уехать на новом реально не только в рекламе.

Купи-продай
Дальнейшая судьба автомобиля – дело автосалона. Сначала «бэушка» отправится на минимальную предпродажную подготовку, которая включает в себя тщательную мойку кузова и подкапотного пространства, уборку салона и наведение общего «лоска». В случае необходимости автосалон может отполировать кузов, «перебрать» подвеску и установить недостающие детали (например, колесные колпаки) – то, что влияет на первое впечатление потенциального покупателя. В дальнейшем авто может либо уйти к посредникам, либо ждать своего нового владельца на площадке возле автосалона. Покупка такой машины – дело выгодное, особенно если данное авто было приобретено в данном салоне и обслуживалось на официальном сервисе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий