Меню

среда, 24 ноября 2010 г.

Реальная цена талона техосмотра

"Золотой" талон
Талон, подтверждающий прохождение техосмотра, водители вынужденны покупать по заоблачной цене. Мы выяснили, почему этот документ, сделанный из пластика, стоит так дорого.

Талон ТО – анахронизм, оставшийся, пожалуй, только в Украине. В европейских странах подтверждением пройденного техосмотра является стикер на номерном знаке. В Дании же, например, вообще нет внешних опознавательных признаков ТО – сведения об этом находятся в электронной базе данных полиции. Автовладельца, не прошедшего техосмотр заблаговременно, уведомят за две недели до окончания положенного срока. Но если и за это время человек не удосужится выполнить данную процедуру, полиция изымет номерные знаки. Вернут их только после уплаты штрафа и прохождения техосмотра. В Украине еще до прошлого года был в обращении бумажный талон. Его стоимость постоянно росла, а упразднен он был при цене 22,5 грн. Причем отпускная цена бланка этого талона составляла всего 1,44 грн. Нетрудно подсчитать, сколько переплачивали водители, хотя такой талон должны были не продавать, а выдавать.

Талон выдается владельцу или уполномоченному им лицу после проверки технического состояния ТС и предоставления подразделению Госавтоинспекции соответствующего протокола уполномоченным субъектом хозяйствования (п. 20 Постановления Кабмина Украины № 606 от 9.07.2008 г.).

Как оказалось, покупка бумажного талона – это еще «цветочки». Сегодня за сомнительную инициативу чиновников сделать талон «более защищенным» и стойким к изнашиванию автовладельцам приходится платить в десятки раз больше. Причем под все это аккуратно подведена законодательная база.
Постановлением Кабинета министров Украины № 606 от 9.07.2008 г. «Об утверждении порядка проведения государственного технического осмотра колесных ранспортных средств» определяется, что талон может изыматься в случаях:
– истечения срока его действия;
– если талон не принадлежит данному средству, не соответствует требованиям стандарта или является поддельным;
– механического повреждения ТС, что непосредственно угрожает безопасности дорожного движения;
– выявления технических неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация транспортных средств;
– регистрации ТС новым владельцем или перерегистрации в связи со сменой номерных знаков или переоборудованием.
В ноябре 2008 года МВД делает вывод о том, что бумажный талон не приспособлен для изъятия и подвержен износу. Приказом данного ведомства утверждается новый документ – карточка из полимерного материала с несколькими степенями защиты, включая голограмму. Тогдашний начальник департамента ГАИ С. Коломиец в интервью журналистам заявил, что цена такого талона составит 40 грн., подчеркнув, что это меньше стоимости канистры бензина – словно готовил почву для ценового сюрприза. Назывались и другие суммы – 50, 80 грн.
Интересно, что тогда же, в ноябре 2008 года, Кабмин утвердил Положение «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» (Постановление КМУ № 1017). Согласно этому Положению условия тендерных закупок не распространяются на случаи, когда их предметом являются бланки ценных бумаг и документов строгой отчетности. Стараниями чиновников МВД и Кабмина к таким документам отнесли и талон о прохождении ТО, закрепив это законодательно. Создав условия для того, чтобы не проводить тендер, заказ отдали фактически монополисту украинского рынка по производству голограмм консорциуму «ЕДАПС». Коммерсанты действовали вполне логично, указав в контракте выгодную им цену. А чиновники явно отстаивали свои интересы, не думая о владельцах авто.
Все регламентирующие документы прошли «на ура», и водителей вынудили при прохождении ТО покупать новые карточки уже за 100 грн. Не осталось в стороне от этой финансовой аферы и МВД. Закупая у «ЕДАПС» талоны по 80 грн., милицейские чиновники «набрасывают» свои 25% – такой платеж фигурирует как «услуги ГАИ». Причем данная наценка законодательно закреплена в Постановлении КМУ еще в 1992 году – на него и ссылается ГАИ.
После изучения этой масштабной финансовой операции у нас возникло два вопроса к чиновникам
1.Изъятие талонов ТО не является массовым. По информации Департамента ГАИ по связям с общественностью, за 2009 год было изъято 54,8 тыс. талонов, за 9 месяцев 2010 г. – 54,8 тыс. Зачем нужно было делать на два года пластиковые бланки, когда вполне достаточно бумажного? Если при изъятии талон пришел в негодность, за новый должен платить сам нарушитель.
2.Почему в результате внедрения такого новшества цена талона стала заоблачной? Мы исследовали рынок пластиковых карт и голограмм и увидели совершенно иную картину. Как оказалось, на нас, водителях, бессовестно зарабатывают огромные суммы.
Мы решили изучить вопрос глубже и, проанализировав предложения рынка и изучив мнения экспертов (в том числе и российских предприятий, которые выпускают подобную продукцию), определить, сколько может стоить изготовление талона с голограммой. И вот к чему пришли в итоге.
Изготавливаем талон с защитной голограммой
1. Пластиковый бланк талона ТО.
Размер и форма пластиковых карточек – стандартные (как дисконтных, кредитных карт, удостоверений и т. п.) Оборудование для их изготовления есть практически в каждом городе-миллионнике. Карточки имеют различную степень защиты: персонализация (нанесение ФИО владельца или его номера), типинг (покрытие фольгой), эмбоссирова-ние (выдавленный номер или ФИО), штрих-код, магнитная полоса и т. д. В зависимости от этого повышается стоимость их производства. Мы обратились в несколько украинских компаний, которые делают пластиковые карточки. Их изготовление при тираже 10 тыс. экземпляров (без голограммы) обходится от 0,75 до 1,90 грн. По данным ассоциации «Укравтопром», парк автомобилей в Украине в 2010-м имеет численность 7,7 млн. ГАИ сообщила, что техосмотр в текущем году должны пройти 3,2 млн. легковых машин. При подобном тираже одна пластиковая карта может быть не дороже 25–40 копеек.
2. Голограмма.
Оценить стоимость голограмм оказалось сложнее. Обратившись в «ЕДАПС» с запросом о цене изготовления талона с защитной голограммой, ответа мы так и не дождались. Другое киевское предприятие, изготавливающее защитные знаки, наотрез отказалось общаться с журналистами. Но ответ мы все-таки нашли: нас проконсультировал чиновник, пожелавший остаться неизвестным. По его словам, стоимость подобных голограмм на миллионном тираже – от 30 до 70 копеек. Что уж говорить о 3,5 млн.? Для получения более полной информации обратились в несколько российских компаний, производящих голограммы (в России мы нашли их более десятка). В качестве примера указали голограмму, которая используется для талона ТО. Полученные ответы подтвердили информацию чиновника.
При таком объеме выпуска, если для удобства расчета определить цену карточки в 2 грн., переплата за талон составит 78 грн., что в 36 раз больше его реальной стоимости. А если учесть всю сумму, которую взимают с водителей (100 грн.), то получится, что они платят в 50 раз больше!
А теперь возьмем в руки калькулятор и произведем простой арифметический подсчет, во что выливаются эти переплаты в масштабах страны. По состоянию на 1 октября техосмотр прошли 90,4%, или 2,89 млн. легковых автомобилей. Несложно сравнить, сколько заплатили за талоны их владельцы и сколько они могли бы заплатить при разумном подходе чиновников. Но он, увы, далек от разумной логики.

Хотите позолоченный?
Ради интереса мы выяснили, сколько может стоить позолоченный пластиковый бланк. Компанию, которая смогла бы позолотить пластик, мы не нашли, но одна из фирм, специализирующихся на позолоте, предложила изготовить бланк из… нержавеющей стали. Цена таблички формата пластиковой карты (8,5х5,5 см) из нержавеющей стали с гравировкой и нанесением с обеих сторон слоя золота 950-й пробы при тираже 1000 экземпляров, по нашим расчетам, составила 40(!) грн. При миллионном тираже такой «золотой бланк» стоил бы в два раза меньше. Может, будем покупать позолоченные таблички? Выйдет гораздо дешевле...

Когда верстался номер, мы узнали, что готовится президентский указ об отмене обязательной голографической защиты документов, а Кабинет министров должен отменить постановление, в котором определен перечень этих документов. Будем надеяться, что талон ТО освободится от голограммы, и водители не будут переплачивать за него в десятки раз. Только вот деньги тех, кто уже купил эту пластиковую «красоту», увы, не вернуть.

2 комментария:

  1. Конотоп, Сумская обл. Кроме талона за 110 грн. На стенде ДАИ предлагается оплатить 37 грн за "проверку на угон", а разве это не входит в функции ГАИ, 43грн за какую-то лекцию-беседу, что это ещё за поборы, и вообще непонятно 56грн за выезд к месту ТО. Так что эти "ДОЯРЫ" в накладе никогда не останутся....

    ОтветитьУдалить
  2. да уничтожить эту службу вообще надо а это стадо в поле загнать.и парламент на кол. по моему при царе проще жить! там один сума сходит а тут портфели ходячие страну с молотка по тиху по дешёвке спускают, быки!!!

    ОтветитьУдалить